#Флорентийская школа
Флорентийская школа
Тег

Флорентийская школа

Флорентийская школа
Найденo 8 статей
Живописцы
Аполлонио ди Джованни
Аполло́нио ди Джова́нни (1415 или 1417 – 1465), итальянский живописец и миниатюрист, мастер флорентийской школы. Со 2-й половины 1440-х гг. вместе с Марко дель Буоно Джамберти содержал большую мастерскую, специализировавшуюся на росписи предметов интерьера: кассоне и др.; среди заказчиков – семейства Медичи, Строцци и др. (росписи ларей-кассоне на сюжеты странствий Одиссея, 1435–1445, Художественный институт, Чикаго; Вавельский замок, Краков).
Аполлонио ди Джованни. Троица со святыми Косьмой, Дамианом, Юлианом, Себастьяном и Франциском. Ок. 1450
Живописцы
Бронзино Аньоло
Бронзи́но А́ньоло (1503–1572), итальянский живописец и поэт. Главный придворный художник флорентийского герцога Козимо I Медичи, один из крупнейших представителей живописи зрелого маньеризма. Ученик Я. Понтормо. Наиболее ярко проявил себя как портретист, повлияв на развитие флорентийского придворного портрета 16 в. (портрет Уголино Мартелли, около 1536–1538, Государственные музеи, Берлин; портрет Козимо I в доспехах, 1540-е гг., Уффици, Флоренция). Изящество, изысканная холодность работ Бронзино, использование языка аллегорий отражают эстетические предпочтения замкнутой и иерархичной придворной культуры Флоренции 16 в.
Аньоло Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской с сыном. Ок. 1545
Живописцы
Спинелло Аретино
Спине́лло Арети́но (Spinello Aretino) (1350/1352 – 1410), итальянский живописец Проторенессанса, джоттеск, представитель флорентийской школы живописи. Родился в Ареццо в семье ювелира Луки Спинелли, работал в городах Тосканы. Автор фресковых циклов, отличающихся ясной и убедительной повествовательностью в традициях Проторенессанса: росписи в церкви Сан-Франческо в Ареццо (до 1386; 1404), в сакристии церкви Сан-Миньято-аль-Монте (сцены из жизни святого Бенедикта, около 1387 – 1388), в оратории Санта-Катерина-аль-Антелла (около 1390), в галерее Кампосанто в Пизе (житийные сцены святых Эфизия и Потита), в «Зале Приоров» Палаццо Публико в Сиене (сцены из жизни папы Александра II, 1407), и др. Многочисленные алтарные полиптихи (в том числе по заказам бенедиктинской конгрегации Санта-Мария-ин-Монте-Оливето) и их разрозненные фрагменты отличаются насыщенным колоритом и утончённостью декора; на них изображены крупные монументальные фигуры с тщательно проработанной карнацией («Мадонна на троне с Младенцем и святыми», 1391; «Коронование Богоматери», 1401, оба – Галерея Академии, Флоренция). Спинелло Аретино – значимый предшественник первого поколения мастеров Раннего Возрождения (Мазаччо и др.). Ученик и ассистент Спинелло – его сын, художник Парри Спинелли.
Спинелло Аретино. Чудо с серпом. Фреска в сакристии церкви Сан-Миньято-аль-Монте во Флоренции. Ок. 1387–1388
Живописцы
Беноццо Гоццоли
Бено́ццо Го́ццоли (около 1420 – 1497), итальянский живописец Раннего Возрождения, мастер флорентийской школы. Его художественный стиль складывался под влиянием учителя – Фра Анджелико, сочетал новаторские достижения искусства кватроченто (естественность пропорций, ракурсы фигур, индивидуализация образов) с особенностями искусства интернациональной готики: тяготение к детализированной повествовательности, стилизованный характер ландшафтных форм в пейзаже, яркие насыщенные краски, богатая орнаментация одежд. Одна из наиболее значительных работ – монументальный цикл фресок «Шествие волхвов» (1459–1460), созданный в капелле палаццо Медичи-Риккарди. Работал в Монтефалько (росписи францисканского монастыря Сан-Фортунато, 1450), в Сан-Джиминьяно (цикл житийной истории святого Августина в церкви Сант-Агостино, 1464–1465). Автор алтарных образов («Мадонна делла Чинтола», около 1450, Пинакотека Ватикана; «Мадонна с младенцем, ангелами и святыми», 1461–1462, Национальная галерея, Лондон).
Беноццо Гоццоли. Автопортрет. Фрагмент фрески «Шествие волхвов» из Капеллы волхвов в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. 1459
Живописцы
Дадди Бернардо
Да́дди Берна́рдо (Bernardo Daddi) (около 1280/1290 – 1348), итальянский живописец Проторенессанса, представитель флорентийской школы. Между 1312 и 1320 гг. вступил в цех врачей и аптекарей во Флоренции, в который традиционно входили живописцы; вероятно, был одним из ключевых ассистентов в мастерской Джотто, влияние которого особенно наглядно прослеживается в триптихе «Богоматерь с Младенцем со святыми Матфеем и Николаем Чудотворцем» (1328, Уффици, Флоренция). Начиная с 1330-х гг. возглавлял собственную большую мастерскую во Флоренции. В обширное наследие художника входят росписи в капелле Пульчи-Берарди в церкви Санта-Кроче во Флоренции (около 1330), многочисленные алтарные полиптихи (полиптих Сан-Панкрацио, около 1337/1338, разрознен, фрагменты в Уффици, Флоренция; «Коронование Богоматери», около 1340–1445, Галерея Академии, Флоренция, и др.), небольшие переносные складни для уединённой молитвы (триптих около 1333 из музея Бигалло, Флоренция, и др.) и живописные распятия (около 1340–1345, Галерея Академии, Флоренция). Художественный язык флорентийской школы 2-й четверти 14 в. с его ясными пространственными построениями, монументальными объёмами, ярко выраженными светотеневыми моделировками и геометризованными орнаментами Дадди обогатил изысканной декоративностью и эмоциональностью, восходящими к сиенской школе. Умер во время великой чумы 1348 г.
Бернардо Дадди. Триптих c изображениями Рождества, Коронования Богоматери и Распятия. Между 1338 и 1340
Живописцы
Орканья Андреа
Орка́нья Андре́а (около 1320 – 1368), итальянский художник и архитектор Проторенессанса. В творчестве Орканьи наметился отход от принципов джоттесков в сторону абстрактной выразительности готического искусства. Монументальные произведения во Флоренции: фрагменты сцен «Триумф смерти», «Страшный суд», «Ад» в церкви Санта-Кроче (1344–1345, Музей Санта-Кроче), росписи алтарной капеллы в церкви Санта-Мария-Новелла (1348–1352). В живописи на досках стремился к объединению частей полиптиха единым пространством с элементами перспективы, намечая новую тенденцию в развитии алтарного образа: Алтарь Строцци (1354–1357, церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция). В 1352–1359 гг. по его проекту и под его руководством возведён резной табернакль для живописного образа Богоматери в церкви Орсанмикеле. С 1357 г. участвовал в проектировании собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в 1358–1360 гг. руководил строительством собора в Орвието.
Андреа Орканья. Киворий. 1359. Церковь Орсанмикеле, Флоренция
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Флорентийская школа
Флоренти́йская шко́ла в живописи, одна из основных художественных школ Италии эпохи Возрождения. Сформировалась в период Проторенессанса в монументальной живописи и живописи на досках под влиянием пизано-лукканской школы и византийского искусства, в тесном взаимодействии с сиенской школой и римской школой (П. Каваллини и др.). Основные черты выкристаллизовались в живописи Джотто; к концу 14 в. победило направление интернациональной готики, в рамках которого возрождается интерес к натурализму. Поворот к ценностям, утверждённым Джотто, совершился в творчестве Мазаччо, работавшего во взаимодействии с Ф. Брунеллески и Донателло. Изучение живописи нидерландской школы позволило мастерам флорентийской школы освоить передачу пейзажа и световоздушной среды, а во 2-й половине 15 в. использовать смешанную технику живописи. Творчество Леонардо да Винчи и Микеланджело, выйдя за пределы локальных границ флорентийской школы, ознаменовало собой вершину искусства Высокого Возрождения; около 1520 г. флорентийская школа становится одним из первых центров маньеризма.
Мазо ди Банко. Мадонна с Младенцем. Ок. 1335 – 1336