Анинский дацан
Ани́нский даца́н [бурят. Анаагай дасан; Гандан Шаддублинг (Шаддувлинг, Щадтжублинг), тиб. དགའ་ལྡན་བཤད་སྒྲུབ་གླིང], буддийский монастырь на берегу реки Она (притока реки Уда), рядом с улусом Алан в Хоринском районе Бурятии. Первый каменный дацан Забайкалья. Находится в ведении Буддийской традиционной сангхи России.
История дацана
В 1773 г. власти предписали хоринскому вождю – тайше Д.-Д. Иринцееву построить для каждого бурятского рода по одному кошмовому храму со штатными ламами. В 1785 г. Иринцеев доложил, что «хоринский народ исповедует веру Шакьямуни, имеет лам и кошмовые дуганы и дацаны» (Летописи хоринских бурят. 1940. С. 50). В 1795 г. на средства Иринцеева началось возведение деревянного храма. В 1806 г. его достроили, а уже в 1811 г. перестроили в камне после пожара.
С 1809 г. резиденция главы бурятских буддистов (хамбо-ламы) находилась в Гусиноозёрском дацане (в русле Селенги), с которым Анинский дацан соперничал. Хоринские ламы обладали не меньшим интеллектуальным и материальным потенциалом, чем селенгинские, и хотели перенести резиденцию хамбо-ламы в один из своих дацанов. Это стало ещё одной причиной строительства каменного храма в Анинском дацане.
При сооружении главного храма (цогчен-дугана) бурятские зодчие воплотили в дацане космологическую символику буддийской мандалы, а русские мастера привнесли в его облик черты православных храмов. Цогчен-дуган представлял собой квадратное в плане двухэтажное здание (приплюснутый куб, покрытый усечённой пирамидой) с двухъярусным фонарём. По углам здания соорудили 4 кирпичные башенки. Над южным выступом здания возвышалась башня, напоминающая колокольню; в её нижнем ярусе находился главный вход в храм (алтарь традиционно располагался в северном выступе). Перекрытия 1-го и 2-го этажей храма опирались на 30 колонн, поставленных в 6 рядов. Здание опоясывалось террасой на каменных сводах, повторяющей конфигурацию плана. Вокруг 2-го этажа шла галерея. Цогчен-дуган был покрыт железной кровлей, под тяжестью которой стены вскоре дали трещины. Несмотря на это, его продолжали использовать для хуралов в течение ещё полувека.
В 1862 г. произошло землетрясение, из-за которого в цогчен-дугане появились новые трещины, а в 1864 г. бурей сорвало железные листы с его крыши. Его реконструкция шла в 1865–1870 гг. При сохранении каменной несущей конструкции здание получило новый облик. Башни снесли до уровня 1-го этажа, чтобы здание не ассоциировалось с православной церковью. Перед входами соорудили портики с колоннами. Второй этаж вместо каменного шатра завершили плоским перекрытием, над которым возвели 3-й этаж в виде павильона с четырёхскатной крышей и шпилем (ганджиром). Сооружение получило отчётливо выраженное ярусное членение с пирамидальным силуэтом. Уменьшение каждого следующего этажа использовалось для устройства кругового ритуального обхода: по террасе на 1-м этаже, по галерее – на 2-м, вокруг павильона – на 3-м.
В 1898 г. после приобретения дацаном статуй будд прихожане приняли решение о расширении цогчен-дугана путём сооружения деревянной пристройки перед главным фасадом здания. Работы были завершены в 1899 г. Пристройка по размерам превосходила сам цогчен-дуган.
К началу 20 в. Анинский дацанский комплекс состоял из цогчен-дугана и 12 малых храмов-дуганов, а также включал хозяйственные и служебные постройки. С самого начала становления Анинского дацана по плану в задней части двора размещались 2 небольших храма – храм тантры и храм калачакры, а затем появились 2 других – храм в честь йидама Дэмчога (Чакрасамвары) и храм в честь Аюши (будды Амитаюс). Остальные дуганы располагались за пределами ограды. Каменная ограда, построенная в 1885 г., украшена ступами-субурганами на широких постаментах (восстановлены в 1986).
В Анинском дацане проходил обучение Д.-Д. Итигэлов.
В 1930-е гг. дацан был закрыт, ламы репрессированы. В 1937 г. храмовый комплекс был почти полностью разрушен. С 1990-х гг. ведётся восстановление сооружений дацана.
Храмы философии цаннит (Чойра-дуган)
Храм буддийской философии цаннит относится к числу утраченных сооружений дацана. Первоначальная постройка датируется 1811 г.; по другим данным, 1830 г. Ремонт здания проводился в 1878 г.
Школа философии цаннит появилась в Анинском дацане в 1858 г., вскоре после появления этой школы на территории Российской империи (в 1845, в Цугольском дацане). Активное развитие школы и введение в практику цаннит-хурала побудило анинских лам к строительству надлежащего просторного сооружения. В 1880 г. ламы добились разрешения забайкальского губернатора на строительство нового храма, ссылаясь на ветхость здания, хотя 1878 г. был проведён ремонт, о котором в ходатайстве умолчали. Новый, двухэтажный дуган, отстроенный в камне, вмещал 400–500 лам. Новое здание в комплексе Анинского дацана играло роль огромной аудитории для занятий по буддийской философии, проводившихся обычно в форме диспутов.
К новому храму были пристроены хозяйственные постройки, из которых доныне сохранилась кухня. С северной стороны кухни в начале 20 в. был расположен рынок, где торговали промышленными и сельскохозяйственными товарами, предметами культа и т. д. Помимо бурятских, на рынке располагались китайские, еврейские и русские лавки. Около 1910–1912 гг. рынок был перенесён на новое место.
Ещё одно здание для школы философии цаннит (храм Мункэ мани), ныне также утраченное, возведено в 1915 г. по инициативе А. Л. Доржиева. Судя по остаткам фундамента, этот одноэтажный храм был крестообразной формы, т. е. проектировался по принципу мандалы, как и главный храм дацана. Если в первом здании школы цаннит буддийской философии обучались студенты (хувараки), то во втором здании собирались ламы из других дацанов, желавшие пополнить свои знания, поучаствовать в диспутах и продолжить изучение буддийских трактатов по философии, логике и этике.
Своеобразным залом под открытым небом служила священная роща (как и в Агинском, Цугольском и Зугалайском дацанах). Насаждение рощ практиковалось в тибетских монастырях вслед за индийскими буддийскими монастырями, где особо культивировалось дерево Бодхи, под сенью которого Сиддхартха Гаутама достиг просветления. Роща Анинского дацана служила открытым залом, где с наступлением сумерек под кроны деревьев собирались ламы для прочтения и заучивания молитв, там же проводились диспуты, религиозные обряды.
В 1930-е гг. сооружения были разобраны. Сохранившийся 1-й этаж главного храма цаннита использовался как конюшня до начала 1990-х гг.
Храм калачакры (Дуйнхор-дуган)
Первоначальная постройка датируется 1811 г. (по другим данным, 1829). В 1878 г. получено разрешение на ремонт здания, необходимого для открытия при Анинском дацане первой в Забайкалье школы калачакры. С 1907–1908 гг. дацан стал местом проведения мистерии цам (наряду с Агинским, Гусиноозёрским, Цээжинским, Эгитуйским, Зугалайским и Хужиртайским дацанами).
В 1930-е гг. здание было разобрано и вывезено в Хоринск, вплоть до 1970-х гг. в нём располагался районный военкомат.
Храм тантры (Джуд-дуган)
К числу утраченных зданий относится храм тантры (Джуд-дуган). Его постройка датируется 1822 г., по другим данным, 1824 г. Первоначально здание представляло собой небольшой храм (сумэ Хурдэ), который был полностью перестроен в 1885 г., с открытием школы тантры в Анинском дацане. Отличительной чертой дацана стала принадлежность к тибетской «странствующей» школе тантры (гонуд), ламы которой придерживались жёсткой дисциплины и аскетического образа жизни. Службы гонуд-лам именовались «сложной» мантрой (хату-тарни хурал) и выполнялись при пешем обходе дацанов по ходу солнца в течение года. Начинали службу с Анинского дацана, продолжали в Эгитуйском, Чесанском, Кижингинском и Ацагатском дацанах. Службы гонуд-лам привлекали паломников. По описанию востоковеда А. М. Позднеева, посетившего дацан в 1909 г., полный состав школы гонуд включал 88 человек.
Храм Майтреи (Майдари-дуган)
Ныне утраченное здание храма Майдари-дуган было построено в 1898 г. для размещения также утраченной гигантской статуи будды Майтреи (бурят. Майдари), который широко почитается в Забайкалье. Отлитая из меди позолоченная статуя изображала Майтрею восседающим на троне. Скульптуру собирали более 10 китайских мастеров из монастыря Долоннор (ныне г. Долунь, Внутренняя Монголия, Китай) под руководством бурятского ламы Очирэ Сандака. Внутрь статуй вложили благовония и реликвии, в частности в ушнишу на голове Майтреи – священные книги, а в грудь – части одежд, принадлежавших далай-ламе I, Дзанабадзару, Джебзун-Дамба-хутухте и другим почитаемым ламам.
В 1936 г., на 2-м этапе национализации и внедрения декрета ЦИК и СНК Бурят-Монгольской АССР от 14 декабря 1925 г. (местного варианта Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви 1918), комиссия по ликвидации Анинского дацана составила акт о разборке скульптуры. Осенью 1939 г. по распоряжению вице-президента АН СССР О. Ю. Шмидта в Бурятии работала комплексная экспедиция для отбора из закрытых дацанов экспонатов для Института востоковедения, Музея истории религии и Музея антропологии и этнографии. Судя по данным экспедиции, статую Майтреи Анинского дацана отправили на переплавку. Храм использовался для хранения оставшегося имущества дацана, но в конце 1939 – начале 1940 гг. был разобран.
Храм тибетской медицины (Манба-дуган)
Дата основания храма тибетской медицины в архивных источниках не обнаружена. Сохранилось лишь составленное в 1916 г. описание алтаря со статуями Будды медицины (бурхана Манлы) и его учеников. Первыми учителями медицинской школы Анинского дацана были ламы из Цугольского и Ацагатского дацанов.
Типография дацана
Развитие философской, медицинской, тантрийской школ, внедрение буддийских обычаев в быт населения обусловили необходимость снабжения духовенства и верующих литературой, скульптурными и живописными изображениями и др. Издательская деятельность в Анинском дацане велась в 1877 г. без разрешения властей. В 1880 г., после ревизии дацанов, Анинскому, Цугольскому и нескольким другим дацанам разрешили печатание книг с утверждённых властями ксилографических досок. Помимо повсеместно распространённых буддийских сочинений, в типографии Анинского дацана печатали собственные сочинения (в 1899 издан каталог более чем со 100 наименованиями книг дацана).
Ступы-субурганы
В разное время в комплексе Анинского дацана возведено 26 ступ-субурганов, 4 из них – за пределами комплекса по четырём сторонам света. Сооружение субурганов велось в разное время и было связано со значительными событиями в дацане. В частности, в 1811 г. сооружён субурган на месте первого деревянного храма дацана. В 1904 г., во время русско-японской войны 1904–1905 гг., воздвигнут субурган Зугдул-Намжилма (как и в Агинском, Цугольском, Эгитуйском дацанах). В 2011 г. на средства мирян построены 108 субурганов вокруг старой каменной ограды. Каждый субурган закреплён за тем или иным бурятским родом, семьёй.