Эгитуйский дацан
Эгиту́йский даца́н, Эгитуевский дацан (бур. Эгэтын дасан; Дамчой Рабджилинг, Дамчой Равжелинг, тиб. དམ་ཆོས་རབ་རྒྱས་གླིང, буквально – место полного развития дхармы), буддийский монастырь (дацан) в Бурятии, около села Эгита в Еравнинском районе, в 300 км к востоку от г. Улан-Удэ. Находится в ведении Буддийской традиционной сангхи России. В дацане расположена важная буддийская святыня Забайкалья – Сандаловый Будда.
Основание дацана
В официальном документе «Ламайские дацаны Восточной Сибири» Эгитуйский дацан датируется 1820 г. Эту же дату приводит исследователь 19 в. Н. В. Кирилов со ссылкой на другие официальные документы (Кирилов. 1898). Согласно летописи хоринских бурят, дацан основан в 1826 г. (Летописи хоринских бурят. 1940. С. 95). По данным востоковеда А. М. Позднеева, работавшего в 1909 г. с документами архива Эгитуйского дацана, год его основания – 1824, строительные работы окончены к 1826 г. (Позднеев. 1887).
Возведение дацана не было согласовано с властями. В 1830 г. вождь-тайша хоринских бурят Дугаров возбудил ходатайство о признании нескольких бурятских дацанов, в том числе Эгитуйского. В 1831 г. ходатайства были утверждены иркутским гражданским губернатором И. Б. Цейдлером. Но только в апреле 1854 г., после введения Положения о ламайском духовенстве в Восточной Сибири (1853), был составлен фиксационный план Эгитуйского дацана. В 1858 г. его утвердил министр внутренних дел С. С. Ланской.
Главное здание дацана (цогчен-дуган) представляло собой деревянное крестообразное в плане здание без фундамента с мезонином. К большому залу внутри примыкали 4 помещения, расположенные по сторонам света. По периметру к зданию была пристроена галерея. В 1867 г. с разрешения военного губернатора Забайкальской области Н. П. Дитмара провели ремонт здания. К концу 19 в. оно всё же обветшало из-за отсутствия фундамента.
Строительство нового цогчен-дугана
В 1894 г. было принято решение о строительстве нового трёхэтажного деревянного цогчен-дугана на том же месте, уже на каменном фундаменте (разрешение от властей получено в 1895). Строительство велось 5 лет; в 1900 г. новый цогчен-дуган был открыт.
Новое здание возвели не крестообразным, а квадратным в плане – для упрощения строительных и затем ремонтных работ. Внешний облик здания испытал влияние китайской и русской архитектуры. Китайское влияние проявилось в круто загибающихся наверх углах крыши с большими позолоченными драконами. Имелись также элементы русского стиля – наличие окон, балюстрады, ворот, наличников и др. Внутреннее убранство отличалось многочисленностью живописных изображений персонажей буддийского пантеона и лам. Несколько сотен полотен были выполнены китайскими, тибетскими и бурятскими мастерами.
Кроме того, на территории дацана располагались здания: школы философии цаннит – Чойра-дуган (сумэ Дара-эхэ), школы тантры – Джуд-дуган (сумэ Дандра), школы Калачакры – Дуйнхор-дуган, храма будды Майтреи – Майдари-дуган, храма будды Аюши (Амитаюса) – Аюши-сумэ, четырёх родовых храмов (аймачных сумэ), типографии и других сооружений. К 1934 г. на территории дацана насчитывалось 12 основных и 8 вспомогательных построек. Дацан входил в число наиболее крупных монастырей Забайкалья.
Дацан в 20–21 вв.
В 1923 г. дацан был изъят у сангхи и передан сомонному совету; в нём находились правление Эгитуйского общества потребителей и кредитного товарищества, единая трудовая школа первой ступени (для детей 8–13 лет). В 1934 г. дацан был окончательно закрыт. В 1938–1940 гг. Академия наук СССР отправила экспедицию в Эгитуйский дацан для пополнения фондов музеев. Члены экспедиции констатировали утрату библиотеки дацана. К 1942 г. цогчен-дуган и другие сооружения дацана были разобраны; материалы были использованы для нового строительства.
В 1991 г. в Эгитуйском дацане восстановили религиозные службы (хуралы); начались работы по воссозданию храмов; сангхе была возвращена его главная святыня – Сандаловый Будда. В 2008 г. состоялось торжественное открытие обновлённого дацана.