Дзанабадзар
Дзанаба́дзар, Ундур-гэгэн Дзанабадзар (монг. Өндөр гэгээн Занабазар, от монг. өндөр – высокий; настоящее имя Гомбодоржийн Ишдорж) (1635–1723, под Пекином, империя Цин), буддийский и политический деятель Монголии, скульптор и художник, 1-й Джебдзун-Дамба-хутухта. Родился в семье Тушету-хана Гомбодоржи (1594–1655), принадлежавшего к золотому роду Чингисхана. В возрасте 4 лет принял начальные буддийские обеты и получил имя Дзанабадзар (от санскр. ज्ञानवज्र, Джнянаваджра, буквально – Алмаз знания). Во время поездки Дзанабадзара в Тибет Далай-лама V признал его перерождением тибетского религиозного деятеля и учёного Таранатхи.
Дзанабадзар заложил основы монгольской буддийской архитектуры и искусства, а также фасона монашеского одеяния. Создал монгольский художественный канон изображения ряда персонажей буддийского пантеона: пяти Татхагат, Майтреи, 21 Тары, Ваджрадхары, Ваджрасаттвы и др. В 1686 г. на основе индийского, тибетского письма и «квадратного» письма Пагба-ламы разработал письменность «соёмбо» для передачи на монгольском языке санскритских и тибетских буддийских понятий и терминов. Она не получила широкого распространения, но до сих пор используется в декоративных целях, а также в государственной символике Монголии и Республики Бурятия.
Монахи кочевого монастыря Дзанабадзара, осев, заложили поселение, позднее ставшее монгольской столицей – Улан-Батором.
Повлиял на вхождение монгольских территорий (хошунов) в состав Цинской империи (1691). С 1691 по 1722 гг. был наставником Цинского императора Канси.
После смерти его тело было перевезено в Монголию и помещено в монастырь Амарбаясгалант.