Ацагатский дацан
Ацага́тский даца́н (бурят. Асагадай дасан; Гандан Даржалинг, тибет. དགའ་ལྡན་དར་རྒྱས་གླིང; также Кубринский, Челутайский, Челутаевский, Шулутский, Шолотский дацан), буддийский монастырь (дацан) в селе Ацагат в Заиграевском районе Бурятии. Не входит в Буддийскую традиционную сангху России; относится к централизованной религиозной организации «Объединение буддистов Бурятии».
История возникновения дацана и его главного храма
Основание дацана датируется 1825 г. (официально дацан утверждён властями в 1831). Первый, деревянный, храм дацана был возведён на низменном месте у реки Челутай (приток Аги в бассейне Онона). В 1877 г. ламы получили разрешение перенести дацан на новое место и построить каменное здание.
Проект нового, 3-этажного главного храма дацана (цогчен-дугана) выполнил забайкальский областной архитектор Е. Э. фон Штерн-Гвяздовский (1842 – после 1905) по эскизам художника из самого дацана. В ходе строительства в проект были внесены изменения в детали портика, галерей, карниза и крыш. По размерам новый цогчен-дуган превосходил храмы других дацанов. Первый этаж здания был выполнен из кирпича, 2 верхних этажа – из дерева. Внешний облик отражал традиции строительства тибетских монастырей – светлые стены с рядом окон на высоком бутовом цоколе. С юга к зданию примыкал портик.
Известность и авторитет дацану принесли его ламы, избранные главами бурятских буддистов (пандито-хамбо-ламами): IX пандито-хамбо-лама Ч. Мархаев (1838–1878), XI пандито-хамбо-лама Ч.-Д. Иролтуев (1843–1918) и XIV пандито-хамбо-лама Г.-Д. Цыремпилов (1919–1922). Настоятелем Ацагатского дацана был бурятский просветитель, филолог-монголист и тибетолог, писатель Р. Номтоев.
В 1891 г. Ацагатский дацан стал местом встречи буддийского духовенства Восточной Сибири и Забайкалья с цесаревичем Николаем Александровичем (будущим императором Николаем II) во время его путешествия по России и странам Азии.
Другие исторические сооружения дацана
Вместе с цогчен-дуганом были построены ещё 2 малых храма-сумэ: храм колеса Учения (Хурдын-сумэ) и храм в честь бодхисаттвы Тары (Дара-эхэ-сумэ). В 1880 г. они были перенесены на новое место вслед за цогчен-дуганом и заново отстроены на каменном фундаменте. В 1883 г. вокруг комплекса из трёх храмов возвели каменную ограду.
К монастырскому комплексу также относились постройки за пределами ограды. В 1882 г. севернее цогчен-дугана был возведён храм тантры (Джуд-сумэ), который с 1885 г. использовался ламами для тантрических ритуалов (джуд-хуралов). Для проведения философских диспутов по тантрическим системам во дворе сумэ была установлена беседка.
В 1883 г. в дацане открылась школа буддийской философии цаннит, для которой соорудили специальный храм (Чойра-дуган). Хуралы цаннита проводились также в храме в честь будды Майтреи (Майдари-сумэ), построенном для его статуи (приобретена дацаном в 1863). С появлением школы тибетской медицины в Ацагатском дацане хуралы в честь будды медицины (бурхана Манлы) стали проводиться в храме Тары (Дара-эхэ-сумэ). Таким образом, все сумэ были задействованы под школы философии, тантры и медицины.
В 1899 г. был построен ещё один сумэ – 2-этажный храм в честь Белой Тары (Цаган-Дара-эхэ-сумэ, или Сагаан-Дара-эхэ-сумэ). Храм был возведён на месте, где в 1891 г. стоял шатёр цесаревича Николая Александровича, поскольку это место стало считаться сакральным. Храм Белой Тары значительно превышал по своим размерам не только другие сумэ, но и цогчен-дацан.
История дацана в 20 в.
К началу 20 в. в монастырский комплекс входили постройки хозяйственного назначения и жилые здания за оградами дацана (более 100 дворов). В 1909 г. население дацана составляли 7 штатных лам; в период хуралов собиралось до 260 нештатных лам. Кроме того, при дацане числилось 60 студентов-хувараков. В 1908 г. в Ацагатском дацане открылась типография.
Дацан был закрыт в 1936 г., до 1941 г. использовался под школу-интернат. Доныне из исторических построек сохранился нижний этаж главного храма (цогчен-дугана). В 1991 г. Ацагатский дацан посетил Далай-лама XIV. В 1992 г. дацан восстановлен на новом месте (на горе Тамхитын Дабан). С 1999 г. в дацане действует музей уроженца села Ацагат А. Л. Доржиева – буддийского ламы, российского государственного и общественного деятеля, одного из учителей и советников Далай-ламы XIII.