AES+F
AES+F (АЕС+Ф), российское художественное объединение, арт-группа.
Основана в 1987 г. художниками и представителями бумажной архитектуры Татьяной Авраамовной Арзамасовой (род. 7.8.1955, Москва; окончила Московский архитектурный институт в 1978) и Львом Георгиевичем Евзовичем (род. 22.9.1958, Москва; окончил Московский архитектурный институт в 1982), а также художником и графическим дизайнером Евгением Александровичем Святским (род. 5.2.1957, Москва; окончил Московский полиграфический институт в 1980); названо AES (АЕС) по первым буквам фамилий участников. Название AES+F (АЕС+Ф) возникло в 1995 г., когда к арт-группе присоединился фотограф Владимир Викторович Фридкес (род. 7.4.1956, Москва), имевший опыт работы в области моды и «глянцевых» изданий. Арт-группа работает в сфере видео-арта, фотоискусства, анимации, медиа-искусства и цифрового искусства, а также живописи, графики, скульптуры.
Первым проектом AES в 1987 г. стал графический альбом к спектаклю А. А. Васильева «Серсо» (1987) по одноимённой пьесе В. И. Славкина (серия из 12 постеров на основе фотографического архива постановки), подготовленный для зарубежных гастролей спектакля и стилизованный под семейный фотоальбом. Ранние работы объединения (графическая серия «Аполлон, вдохновляющий эпического поэта», 1989; циклы живописных работ «Декоративная антропология», 1991; «Детская Библия», 1992, и др.) воплощались как издательские и выставочные проекты. Первая персональная выставка AES показана в 1989 г. в Бостоне; в групповых выставках, в том числе за рубежом, группа участвует с 1990 г.
Если до 1996 г. деятельность объединения ограничивалась сферой изобразительного искусства, то «Исламский проект» («AES – свидетели будущего. Исламский проект», 1996; работа дополнялась перформансами и инсталляциями вплоть до 2003) обозначил собой выход из выставочного зала в пространство медиа (распространение через интернет, сувенирная продукция и т. д.). Цифровые коллажи европейских городов с минаретами и мечетями, статуя Свободы в парандже и др., не будучи ни антиисламскими, ни антихристианскими, но иронически представлявшие западные фобии, после террористического акта 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке стали восприниматься как пророческие.
Широкую известность арт-группе принесли работы в жанре видеоинсталляции, соединяющие фотографию и 3D-графику. В них утрированная эстетика в духе «глянцевых» журналов соседствует с отсылками к классическому искусству, а стилистика рекламного ролика – с сюжетами поп-культуры и медиареальности.
Монументальный аудиовизуальный триптих «The Liminal Space» состоит из видеоинсталляций «Последнее восстание» (2005–2007), «Пир Тримальхиона» (2009–2010) и «Allegoria sacra» («Священная аллегория», 2011–2013). Настаивая на непереводимости названия триптиха, проблематизирующего границу между подлинным и мнимым, авторы отмечают, что некая «пороговость» присутствует во всех их проектах, представляющих собой, по сути, социальный психоанализ. Работая с коллективными страхами и комплексами, они провоцируют зрителя на внутреннюю работу по пересмотру стереотипов восприятия, позволяющую глубже понять проблемы современной действительности. В «Последнем восстании» представлен мир безнаказанного насилия – Ад после конца света, где подростки-модели ангелоподобного – андрогинного – вида сражаются на фоне фантастического пейзажа компьютерной игры: битва, где отсутствуют кровь и смерть, где нет различия между жертвой и её мучителем, где время остановилось. «Пир Тримальхиона», посвящённый сходству культа удовольствия с культом смерти и отсылающий к главе романа Петрония «Сатирикон», представляет современный Рай, в подтексте которого – иллюзия бесконечного процветания в 2000-х гг.: элитный отель, где скучают пресыщенные удовольствиями «господа» в окружении обслуживающих их молодых и привлекательных представителей разных этнических типов, с которыми они по ходу действия меняются местами. «Allegoria Sacra» – аллюзия на одноимённую картину Джованни Беллини, изображающую, по одной из версий, Чистилище. Его современным сюрреалистическим аналогом становится международный аэропорт, где в бесконечном ожидании (между прошлым и будущим) томятся пассажиры разных рас и цвета кожи – образы из видеоигр, рекламы, модных журналов, языческой и христианской мифологии, имитирующие своими позами узнаваемые иконографические типы западного искусства («Мученичество Святого Себастьяна», «Три грации» и др.).
Видеоинсталляция «Inverso mundus» («Перевёрнутый мир», 2015) основана на гротескных европейских гравюрах – карикатурах-перевёртышах 16 в., где жертва наказывает палача, свинья разделывает мясника, присутствуют демоны, химеры, летающие рыбы и др. Она обращена к 2010-м гг. с их новыми ценностями и новым неравенством. В эпизоде, где элегантно одетые женщины подвергают пыткам мужчин, сами художники усматривают предвосхищение движения #Me too, которое широко развернулось с 2017 г.
Используя существующие технологии, в том числе морфинг, где каждый кадр сконструирован, а видео рождается из серии фотографий лишь в процессе монтажа, арт-группа создала собственный узнаваемый художественный язык, в котором реалистичность персонажей сочетается с неестественной замедленностью их прерывистых и повторяющихся движений, характерной отчуждённостью (актёры снимаются по отдельности, между ними нет контакта) и искусственно созданной средой.
Сомнамбулически-завораживающая эстетика AES+F оказала влияние на киноискусство, в частности – на творчество Л. фон Триера и П. Соррентино. Видеоинсталляции существуют в многоканальном и одноканальном вариантах; в качестве аудиоряда использованы фрагменты произведений Л. ван Бетховена, Р. Вагнера, А. Вивальди, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, М. Равеля, П. И. Чайковского, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, а также П. В. Карманова, который не только написал музыку для работ «Пир Тримальхиона» и «Allegoria sacra», но и занимался их музыкальным оформлением в целом. Каждый проект, помимо видеоинсталляций, включает серии фотографий, цифровых коллажей, картин, рисунков, а «Последнее восстание» – также и скульптур (алюминий, белая эмаль).
Среди самостоятельных скульптурных произведений – серии «Action Half-life» (2005–2006; по названию компьютерной игры «Half-life»; бронзовые статуи детей-воинов, циклы рисунков и фоторабот) и «Ангелы-Демоны» (2009–2012), где фигуры младенцев из чёрного стеклопластика с хвостами и крыльями напоминают о страхе христиан-европейцев перед судом представителей других цивилизаций (по мотивам Откровения Иоанна Богослова). Проблемам мультикультурализма, миграции, толерантности посвящены серии фарфоровых статуэток «Европа. Европа» (2008) и «Mare Mediterraneum» («Средиземное море», 2018).
AES+F также работают как сценографы: спектакль «Психоз» по пьесе С. Кейн «Психоз 4.48» в Электротеатре «Станиславский» в Москве (2016, режиссёр А. Е. Зельдович), постановка оперы Дж. Пуччини «Турандот» в театре «Массимо» в Палермо (2019; режиссёр Ф. Черстич; действие перенесено в «технофеминистское» будущее и разворачивается в футуристическом мегаполисе с органической архитектурой).
Бронзовая (2005) и золотая (2013) медали Российской академии художеств. Премия Сергея Курёхина (2011), премия Кандинского (2012).