Чэн И
Чэн И (程颐, пиньинь chéngyí; Чэн Чжэншу, 程正叔, пиньинь chéng zhēngshū; Чэн Ичуань, 程伊川, пиньинь chéng yīchuān) (1033, Хуанпи, ныне в провинции Хубэй – 5.10.1107, Лоян), китайский философ, педагог; один из основоположников неоконфуцианства. Вместе со старшим братом Чэн Хао и Чжу Си создал школу Чэн – Чжу. Из знатного рода сановников и учёных. В 1046–1047 гг. учился у Чжоу Дуньи, в 1056 г. – у двоюродного дяди Чжан Цзая в университете Гоцзыцзянь в Кайфыне, в 1059 г. получил высшую учёную степень цзиньши. Не сдав дворцового экзамена и отказавшись от государственной службы, занимался преподаванием. Противник реформ Ван Аньши, общался с его оппонентами Сыма Гуаном и Шао Юном. В 1086 г. толкователь классики император Чжэ-цзуну (1085–1100) и редактор в дворцовой библиотеке, с 1087 г. в университете Гоцзыцзянь (Хэнань); в 1097 г. сослан в Фучжоу (ныне Фулин, провинция Сычуань) с запретом на его учение, уничтожением книг и конфискацией имения. В 1100 г. при императоре Хуэй-цзуне (1100–25) помилован и возвращён в университет. В 1220 г. удостоен почетного имени Чжэн-гун (Правильный князь), в 1235 г. – именной таблички в храме Конфуция, в 1241 г. – титула графа Иянского, в 1330 г. – князя удела Ло. Биография Чэн И включена в официальную «Историю [эпохи] Сун» («Сун ши», гл. 427), описана Чжу Си, Тан Боюанем, Яо Минда.
Основные сочинения: «И чжуань» («Комментарий к "Канону/Книге перемен"»), «Цзин шо» («Изъяснение канонов»), «Янь-цзы со хао хэ сюэ лунь» («Суждения о том, чему Янь-цзы любил учиться») и другие вошли в «Ичуань вэнь цзи» («Собрание литературных писаний Ичуаня»), «Эр Чэн цуй янь» («Отборные слова двух [братьев] Чэн»), «Чэн-ши и шу» [«Оставленные (после смерти) произведения господ Чэн»], «Эр Чэн цюань шу» («Полное [собрание] произведений двух [братьев] Чэн»).
Братья Чэн впервые в Китае основой философии сделали категорию ли (принцип), ставшую символом всего неоконфуцианства и его главной разновидности – учения о принципе (ли-сюэ). Ли – субстанциальное и структурное первоначало универсума, определяющее и существование и познаваемость вещей, – Чэн И отождествил с дао книгу «И цзин» и Великой пустотой (тай-сюй) Чжан Цзая, противопоставив вторичной и аморфной пневме (ци). Обусловливая единство мира и взаимосвязь объекта с субъектом, ли определяет и постоянные изменения как «корень порождения порождений», состоящий из двоичных противоположностей (фань, дуй), которые превращаются друг в друга, дойдя до предела. Их извечность определяет и неизменность социальных оппозиций. Главная жизненная задача человека – «почтительное» (цзин) и самоуглублённое выявление исходящего от Неба в качестве предопределения (мин) и одновременно имманентного его природе (син) и сердцу (синь) рационального и высокоморального «небесного ли», с помощью которого очищается собственная пневма (ци), «выверяются вещи и доводится до конца знание».