Остин Джон Лангшо
О́стин Джон Ла́нгшо (John Langshaw Austin) (26.3.1911, Ланкастер, герцогство Ланкашир – 8.2.1960, Оксфорд), британский философ, представитель аналитической философии. В 1929–1933 гг. учился в Оксфордском университете, где с 1935 г. преподавал (профессор с 1952). Во время Второй мировой войны 1939–1945 гг. служил в военной разведке. Испытал влияние Дж. Мура; вместе с Г. Райлом, П. Стросоном и П. Грайсом входил в оксфордскую школу обыденного языка. Главную задачу философского исследования Остин видел в прояснении выражений естественного языка и выявлении некорректного употребления этих выражений философами; в частности, уделял особое внимание анализу таких терминов, как «знать» и «истинный». Согласно Остину, отличие знания от мнения состоит не в психическом состоянии человека (в большей степени убеждённости), а в том, что человек, говоря «я знаю», берёт на себя определённые обязательства, подкрепляя свои слова собственным авторитетом; когда же человек просто выражает своё мнение, он признаёт возможность ошибки (Остин Д. Чужое сознание // Философия, логика, язык. Москва, 1987). Исходя из традиционного понимания истины как соответствия утверждений фактам, Остин трактовал это соответствие конвенционально: человек тогда высказывает нечто истинное о некоторой ситуации, когда для своего утверждения использует предложение, соотнесённое при помощи существующих в языке соглашений с определённым типом ситуаций, к которому принадлежит рассматриваемая ситуация (Остин Д. Истина // Аналитическая философия: становление и развитие. Москва, 1998). Анализируя употребление слов «казаться», «выглядеть», «настоящий», «реальный» и других терминов, Остин подверг критике широко распространённую в аналитической философии теорию «чувственных данных» («Sense and sensibilia», 1962; в русский перевод – «Смысл и сенсибилии», 1999).
Рассматривая язык как множество высказываний, произносимых в конкретных ситуациях, Остин предложил различать «констатирующие» и «перформативные» высказывания: если констативы сообщают о некотором факте и поэтому могут быть истинными или ложными, то перформативы представляют собой совершение некоторого действия и могут быть удачными или неудачными в зависимости от успешности этого действия. В дальнейшем («How to do things with words», 1962, в русском переводе – «Слово как действие», 1986; «Как производить действия при помощи слов», 1999) Остин пришёл к выводу, что любое высказывание является перформативным, и сформулировал основы теории речевых актов, имеющей важное значение в лингвистике и логике. Речевой акт Остин понимал как целостное образование, состоящее из «локутивного акта» (акта говорения как такового, т. е. произнесения звуков, имеющих значение), «иллокутивного акта» (произнесения фразы с разной «иллокутивной силой» – как вопроса, сообщения, просьбы, вердикта и т. п.) и «перлокутивного акта» (произнесения слов с целью побуждения слушателя к совершению определённых действий). Наибольшее внимание Остин уделил разработке теории иллокуции и предложил первую классификацию речевых актов (развитую затем его учеником Дж. Сёрлом).