L’Oréal Group
L’Oréal Group, транснациональная корпорация, функционирующая в сфере парфюмерно-косметической промышленности. Штаб-квартира – в г. Клиши, близ Парижа.
У истоков компании L’Oréal стоял Э. Шуэллер (1881–1957), выпускник Института прикладной химии в Париже (ныне Высшая национальная школа химических наук в Париже). В 1907 г. им была разработана новая, не содержащая свинца формула безопасных красителей для волос под названием L'Auréale (по созвучию с названием популярной в начале 20 в. французской причёски l’аuréole – «ореол»). Через год Шуэллер запатентовал своё изобретение. В 1909 г. зарегистрировал собственную компанию под названием Société Française de Teintures Inoffensives pour Cheveux, специализацией которой стали исследования и разработки новых товаров косметического назначения. В 1910 г. продукция компании продавалась уже по всей Франции и Италии, а через 2 года – во всех странах Европы и Америки. В 1929 г. компания выпустила на парижский рынок краску для волос на базе пероксида водорода Immédia (прототип современных красок), а в 1933 г. – средство для ухода за волосами, не содержащее мыла, под названием Dopal. В 1939 г. компания Шуэллера получила современное название L’Oréal. В 1954 г. открыто представительство компании в США.
В 1957 г., после смерти основателя компании, менеджмент L’Oréal Group взял курс на экономическую экспансию, используя различные маркетинговые стратегии, в том числе слияние и поглощение. В 1959 г. открыты две фабрики L’Oréal в Бразилии, действующие и поныне (по состоянию на 2023). В 1961 г. компания поглотила корпорации Cadoricin и LaSCAD, которым принадлежала развитая сеть продаж по всей Франции. С их помощью L’Oréal вышла на рынок розничной торговли. В 1963 г. компания провела IPO на Парижской фондовой бирже. В 1964 г. L’Oréal Group приобрела компанию Lancôme, в 1965 г. – производство и торговую марку компании Garnier. В 1970 г. частью L’Oréal Group стала компания Biotherm, которая с 1950-х гг. разрабатывала и успешно продавала на американском рынке средства по уходу за кожей. В 1973 г. L’Oréal Group приобрела контрольный пакет акций фармацевтической компании Synthélabo, что позволило ей закрепиться на рынке медицинских препаратов для кожи. В 1973 г. покупка компании Gemey, производившей различные средства для макияжа, позволила L’Oréal Group утвердить свои позиции в ещё одном сегменте рынка. В 1983 г. L’Oréal Group открыла лабораторию в Японии.
В 1990 г. создано совместное советско-французское предприятие L’Oréal, которое занималось производством шампуней торговой марки Elsève, красок для волос Recital и духов Maroussia для последующей реализации на советском рынке. В 1993 г. создан российский филиал компании, который до 2003 г. носил название «Русбел», а после был переименован в «Л’Ореаль». В 2002 г. в сотрудничестве с Nestlé группа L'Oréal вышла на рынок нутрикосметики (биологически активные добавки для красоты). 23 сентября 2010 г. состоялось открытие первого на территории России завода группы L’Oréal в Калужской области для производства продукции под торговыми марками L’Oréal Paris и Garnier.
В марте 2022 г. в рамках санкций, введённых в связи с проведением Cпециальной военной операции России на Украине, L'Oreal объявила о приостановке работы своих магазинов на территории России, а также о прекращении всех промышленных и рекламных инвестиций на её территории. Однако завод компании, расположенный в Калужской области, где производятся краски для волос, шампуни и средства личной гигиены, продолжил свою работу.
По состоянию на 2023 г. бизнес L'Oréal построен на основе четырёх взаимодополняющих операционных сегментов: товары для профессиональных косметологов, товары повседневного потребления, косметические средства класса люкс и лечебная косметика. Продукция сегмента класса люкс представлена 23 торговыми марками, 19 из которых глобальные (Lancôme, Yves Saint Laurent, Giorgio Armani и др.). В сегмент повседневных потребительских товаров входят такие мировые косметические бренды, как L'Oréal Paris, Maybelline New York, Garnier, а также NYX Professional Make Up. Сегмент лечебной косметики L'Oréal включает шесть брендов дерматологической продукции по уходу за кожей: Vichy, La Roche-Posay, SkinCeuticals, Decléor, CeraVe, Skinbetter Science. Профессиональная продукция L'Oréal представлена брендами L'Oréal Professional Paris, Kérastase, Redken, Matrix, Pureology, Pulp Riot.
Компания L’Oréal заняла 182-е место в рейтинге 2000 крупнейших публичных компаний мира Forbes Global 2000, опубликованном в мае 2023 г. По состоянию на июнь 2023 г. в обращении находилось 535,99 млн акций компании, в свободном обращении, а также доступны частным инвесторам 56,87 % акций, институциональным инвесторам принадлежало 16,02 % акций. Основными держателями акций L’Oréal являются семья Беттанкур-Майерс и компания Nestlé, на долю которых приходится около 30 % от общего числа ценных бумаг. Доля компании Nestlé в акционерном капитале L’Oréal с декабря 2021 г. составляет 20,1 %.
По итогам 2022 г. выручка L’Oréal составила 38,26 млрд евро, чистая прибыль – 5,71 млрд евро, совокупные активы – 46,84 млрд евро. Распределение выручки по операционным сегментам: товары класса люкс – 38,3 %, потребительские товары – 36,6 %, активная косметика – 13,4 %, профессиональные продукты – 11,7 %. Распределение выручки по географическому признаку: Европа – 29,9 %, Северная Азия – 29,6 %, Северная Америка – 26,6 %, Южная Азия, Океания, Ближний Восток, Северная и Тропическая Африка – 7,7 %, Латинская Америка – 6,2 %.