Теория психического
Тео́рия психи́ческого (индивидуальная теория психики; англ. theory of mind, ToM), адекватное ситуации представление индивида о состояниях психики (знаниях, намерениях, эмоциях и т. д.) других индивидов. Способность к формированию такого представления – одна из основных предпосылок рефлексивного сознания и сложных форм социального поведения. Термин «теория психического» впервые предложен в контексте антропологического изучения интеллекта шимпанзе во 2-й половине 20 в. (Premack. 1978), однако существование теории психического у животных до сих пор остаётся предметом споров и дальнейших исследований. Появление теории психического в развитии ребёнка обычно проявляется в возрасте 3–4 лет, после возникновения грамматически правильной речи и других познавательных способностей. Ранними индикаторами процессов, ведущих к появлению теории психического, служат комплекс оживления у младенца при виде другого человека, контакты глаза-в-глаза, имитация наблюдаемых действий, эмпатия к психологическому состоянию другого. Способность к пониманию и реалистичному представлению психики других людей оказывается избирательно нарушенной при аутизме и шизофрении. Проводятся интенсивные междисциплинарные исследования генетических, психологических и нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе теории психического. Согласно данным трёхмерного мозгового картирования, в реализации этой способности задействованы прежде всего высшие ассоциативные (префронтальные и височно-теменные) отделы коры головного мозга.