Симон (митрополит Московский и всея Руси)
Си́мон (в миру Софроний) (ум. в ночь на 30.4.1511, Москва), русский церковный деятель, митрополит Московский и всея Руси (1495–1511), русский святой.
Биография до 1495 г.
Согласно среднестатистическим данным о длительности подготовки кандидата на епископскую кафедру и возрасте рукоположения архиереев 16 в., можно предположить, что Софроний родился во 2-й четверти 15 в. [Усачев А. С. «Старость глубокая» в XIV–XVI вв.: демографические реалии и их восприятие современниками (на материале письменных источников) // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2014. № 1(55). С. 58–68; Усачев А. С. Почему закончилась «волоколамская гегемония» в Русской церкви XVI в.? // Российская история. 2017. № 5. С. 97–113]. Имел прозвище Чиж [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Москва, 2000. Т. 24. С. 213]. Среди родственников митрополита, записанных в синодик Успенского собора Московского Кремля, читаются имена «иереев» (священников) Ивана и Фомы, которые, несомненно, принадлежали к белому духовенству [Макарий (Веретенников), архимандрит. Поминальные синодики // Вышенский паломник. 1998. № 1. С. 76]. Это даёт основание предполагать, что и митрополит был выходцем из этой среды.
Вероятно, в период игуменства Вассиана I Рыло (1455–1466) Софроний подвизался в Троице-Сергиеве монастыре. Принял постриг с именем Симон до настоятельства в обители Паисия (Ярославова) (1479–1481) . Игумен Троице-Сергиева монастыря (1490–1495). Память о Симоне в обители характеризует значительный посмертный вклад (150 руб.) по душе митрополита, сделанный игуменом Троице-Сергиева монастыря Памвой в 1512 г. (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. Москва, 1987. С. 37).
Во главе митрополии (1495–1511)
Наречён на митрополию в начале осени 1495 г., при этом дата этого события в источниках разнится. Полную дату («сентября в 8 день, во вторник, на Рожество Пречистыя») содержит Вологодско-Пермская летопись (ПСРЛ. Москва, 2006. Т. 26. С. 289). К этому же дню наречение Симона относят Ермолинская и Типографская летописи (ПСРЛ. Москва, 2004. Т. 23. С. 195; ПСРЛ. Т. 24. С. 213). Другая группа летописей (Софийская вторая, Воскресенская, Никоновская) относит наречение Симона к 6 сентября без указания дня недели (ПСРЛ. Москва, 2001. Т. 6. вып. 2. Стб. 344; ПСРЛ. Москва, 2001. Т. 8. С. 230; ПСРЛ. Москва, 2000. Т. 12. С. 240). 20 сентября того же года поставлен митрополитом. В ходе торжественной интронизации использовались элементы, характерные для византийской традиции: шествие поставлявшегося митрополита на осляти, вручение великим князем московским первосвятительского жезла (использовался жезл митрополита Киевского и всея Руси святителя Петра).
На протяжении своего управления Русской Церковью в целом поддерживал политику великих князей московских. В 1497 г. великий князь московский Иван III Васильевич тайно каялся перед митрополитом за то, что «уморил» своего брата – углицкого князя Андрея Васильевича Большого Горяя. Примерно в это же время, согласно Л. В. Черепнину, Симон ходатайствовал перед великим князем за лиц – участников заговора детей боярских (Стромиловых-Чортовых и Гусевых-Добрынских, тесно связанных с митрополичьей кафедрой поземельными и служебными отношениями); участвовал в процедурах «печалования» за князей И. Ю. Патрикеева и В. И. Патрикеева (в монашестве Вассиан) (1499), калужского князя Семёна Ивановича (1511). 4 февраля 1498 г. в Успенском соборе Московского Кремля венчал на «великое княжение Владимирское, московское, новгородское и всея Руси» Дмитрия Ивановича Внука. В 1499 г. благословил Ивана III на отчуждение церковных земель в Новгороде, которые были розданы «детем боярским в поместие» (ПСРЛ. Т. 12. С. 249). 13 февраля 1500 г. венчал великую княгиню Феодосию Ивановну и князя В. Д. Холмского (ПСРЛ. Москва, 1994. Т. 39. С. 173). 14 апреля 1502 г. участвовал в процедуре торжественного «посажения» на великое княжение «Володимирское и Московское и всея Руси» Василия III Ивановича. В апреле 1503 г. отпевал царевну Софью Палеолог.
Вёл заседания церковного собора 1503 г. Помимо вопросов церковной и монастырской дисциплины, на соборе, возможно, обсуждалась проблема монастырского землевладения. После отклонения Иваном III 1-го соборного послания к великому князю митрополит Симон и отцы собора явились в княжеский дворец и дали развёрнутый ответ, в котором категорически отвергали возможность отчуждения церковных и монастырских земель (Послания Иосифа Волоцкого. Москва, 1959. С. 324).
Начиная с 1495 г. последовательно занимался вопросами урегулирования и разграничения земельных владений митрополичьего дома (Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков. Москва, 1951. Ч. 1. №№ 8, 32, 38, 46а, 46б, 47, 48 и др.). В марте 1504 г. получил от Ивана III тарханные грамоты на митрополичьи владения в Московском, Коломенском, Переяславском, Юрьевском, Владимирском, Вологодском, Белозерском уездах. На земли в пределах Дмитровского княжества грамоту митрополиту дал удельный князь Юрий Иванович.
В декабре 1504 г. вместе с великими князьями московскими Иваном III и Василием Ивановичем вёл заседания собора, на котором были осуждены представители ереси «жидовствующих», некоторые из них были приговорены к смертной казни.
4 сентября 1505 г. венчал брак великого князя московского Василия Ивановича c Соломонией Юрьевной Сабуровой, в конце октября того же года отпевал великого князя Ивана III. Согласно крестоцеловальной грамоте князя К. И. Острожского от 18 октября 1506 г., Симон с рядом других руководителей Русской церкви поручился за него (Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Москва, 1813. Ч. 1. № 146. С. 403–404).
С именем Симона связано значительное усиление роли иноков Троице-Сергиева монастыря в управлении Русской Церковью. Рукоположил в архиереи не менее 4 выходцев из него: Протасия в епископа Рязанского, Евфимия в епископа Сарского и Подонского (оба – 18 декабря 1496), Серапиона – в архиепископа Новгородского (15 января 1506), Досифея Забелу – в епископа Сарского и Подонского (23 января 1508). Помимо выходцев из Троице-Сергиева монастыря хиротонисал игумена московского в честь Богоявления мужского монастыря Трифона в епископа Сарского и Подонского (14 июля 1499), игумена Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря Никона в епископа Коломенского (1 мая 1502), игумена Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря Никона в епископа Великопермского и Вологодского (5 мая 1502), архимандрита московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Вассиана в архиепископа Ростовского и Ярославского (18 или 25 января 1506), архимандрита московского Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря Митрофана в епископа Коломенского (31 января 1507), архимандрита того же монастыря Симеона в епископа Суздальского (21 августа 1509), игумена московского Богоявленского монастыря Нила в епископа Тверского (24 августа 1509). Благословил создание переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы мужского монастыря. В 1507 г. митрополит Симон с Освященным собором совершил перепогребение останков великих князей московских в Архангельском соборе Московского Кремля, а в 1508 г. возглавил его торжественное освящение.
В конфликте архиепископа Новгородского Серапиона и Иосифа Волоцкого в 1509 г. относительно юрисдикции волоколамского Иосифова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря занял сторону Иосифа (Серапион весной 1509 отстранён от управления кафедрой).
Литературная и иконописная деятельность
Автор ряда посланий (духовенству Пскова, Перми, Иосифу Волоцкому, суздальскому епископу Нифонту и др.). Согласно Б. М. Клоссу, является автором послания ученика к старцу о прощении. С кругом митрополита Симона И. А. Тихонюк, А. И. Плигузов и др. (по мнению Б. М. Клосса, авторство принадлежит епископу Сарскому и Подонскому Прохору) связывают создание второго вида «Изложения пасхалии» (единственный список ныне в Российской государственной библиотеке), в котором Константинополь, передавший свою духовную миссию Москве, назван «новым Римом» (пасхалия составлена на 7004–7020) (Русская историческая библиотека. Санкт-Петербург, 1880. Т. 6. Стб. 798). Ко времени правления Симона Л. В. Черепнин относит составление основной части митрополичьего формулярника [Государственный исторический музей (далее ГИМ), Синодальное собрание. № 562]. Адресат посланий архиепископов Новгородских Геннадия и Серапиона, Иосифа Волоцкого и др. Сохранились рукописи-вклады: в Троице-Сергиев монастырь он вложил «Толковый Апостол» (Российская государственная библиотека. Собрание Московской Духовной Академии. Фонд 173. № 17), в Московский Успенский собор – «Златоструй» [ГИМ. Успенский собор. (бум.), № 14] и Евангелие-апракос (Государственная Оружейная палата. № 15004).
Написал образ Владимирской иконы Божией Матери, который хранился в Успенском соборе Московского Кремля.
Незадолго до смерти Симон заболел и, по-видимому, достаточно тяжело. Начало болезни датируется рядом летописей 26 апреля 1511 «в неделю» (т. е. в воскресенье; дата неверна, т. к. воскресенье в 1511 приходилось на 27 апреля; ПСРЛ. Т. 6. вып. 2. Стб. 392; Т. 8. С. 252; ПСРЛ. Москва, 2000. Т. 13. С. 14). Вскоре после этого митрополит вызвал к себе архиепископа Серапиона, простил его и отпустил обратно в Троице-Сергиев монастырь (ПСРЛ. Т. 6. вып. 2. Стб. 392). Скончался в ночь со вторника (29 апреля) на среду (30 апреля) «в час ночи» (ПСРЛ. Т. 6. вып. 2. Стб. 393).
Уникальные, однако с трудом верифицируемые данные, содержит Ермолинская летопись, согласно которой Симон весной 1511 г. «остави митрополью и съеха в Сергиев» монастырь, где и «преставися» (ПСРЛ. Т. 23. С. 199). По всей видимости, данная информация является контаминацией сведений о прощении Симоном и отпуске им в Троице-Сергиев монастырь архиепископа Серапиона.
Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля.
Сохранился саккос митрополита Симона,выполненный из турецкой ткани и имеющий (в отличие от саккоса митрополита Фотия) длинные рукава, которые стали характерны для этой части архиерейского облачения следующих митрополитов и патриархов Русской Церкви.
Канонизация
Не позднее 1-й половины 17 в. местно почитался в Троице-Сергиевом монастыре. Канонизация Симона подтверждена включением в 1997 г. его имени в Собор Московских святых (воскресенье перед 26 августа ст. ст.). Память Симона празднуется также в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).