Серапион (архиепископ Новгородский)
Серапио́н (ум. 15.3.1516 или 16.3.1516, Троице-Сергиев монастырь), русский церковный деятель, архиепископ Новгородский и Псковский (1506–1509); русский святой.
Биография до 1495 г.
Ранний период биографии известен только по житию Серапиона (сохранилось в списках начиная с конца 16 – начала 17 вв.), написанному около 1564 г. иноком Трифиллием по благословению митрополита Московского Макария. Согласно житию, родился в селе Пехра (Пехорка; в 17–20 вв. село Пехра-Покровское, ныне в черте г. Балашиха; см. также: Культура средневековой Москвы. Исторические ландшафты. Т. 2. Москва, 2005. С. 48–209). В 7 лет отдан обучаться грамоте, что даёт основания предпологать, что он происходил из среды мелких землевладельцев или духовенства. Женился вопреки своей воле по принуждению родителей. Спустя некоторое время был рукоположен во священники и стал служить в церкви Покрова Пресвятой Богородицы родного села. После смерти жены принял иноческий постриг и продолжал оставаться священником в той же церкви. После кончины родителей потратил полученную от них собственность на благотворительность и ушёл в Стромынский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь на реке Дубенка. После смерти игумена по настойчивым просьбам братии стал строителем обители, получив благословение игумена Троице-Сергиева монастыря Симона. Тяготясь своей должностью, вскоре присоединился к братии Троице-Сергиева монастыря.
Во главе Троице-Сергиева монастыря (1495–1506)
В 1495 г. избран игуменом монастыря.
Участвовал в церковном Соборе 1503 г. Согласно «Слову иному» 1-й четверти 16 в. (памятник, созданный, вероятно, в среде книжников Троицкого монастыря), активно отстаивал право монастырей на неприкосновенные недвижимые владения, когда по инициативе великого князя московского Ивана III Васильевича был поднят вопрос о праве обителей владеть земельной собственностью. Согласно тому же источнику, заявил Ивану III Васильевичу, что, когда он пришёл в Троицкую обитель, «сел манастырю не вдах, един у себя имея посох и мантию» (Бегунов. 1964. С. 351). Укорил Симона в нежелании открыто занять его сторону: «Аз убо нищий противу великому князю глаголю. Ты же о сих ничтоже не глаголеши» (Бегунов. 1964. С. 352), что побудило митрополита выразить перед великим князем мнение соборного большинства епископата, духовенства и иночества. Приостановив Собор, Иван III заявил, что «вся сия творит Серапион, игумен Троицъкий» (Бегунов. 1964. С. 352). В житии Серапиона, как в более позднем источнике, события Собора 1503 г. изложены иначе, в нём, напротив, подчёркивается расположение великого князя к Серапиону (Моисеева. 1965. С. 155–157).
В «Слове ином» также сообщается, что вскоре после Собора подвергся большому штрафу в 30 руб. со стороны князя Ивана III, который также потребовал привести все грамоты, выданные Троицкому монастырю, т. к. один из монахов обители нарушил пахотную межу в волости Илемна (в районе г. Верея), находившейся в совместном владении монастыря и великого князя. Пребывая на Троицком подворье в Московском Кремле, вызвал в Москву на помощь себе наиболее авторитетных старцев монастыря. В это время князя Ивана III парализовало [о болезни князя, без указания причины, также сообщает Никоновская летопись и датирует это событие 28 июля 1503: Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 12. Москва, 2000. С. 257]; после чего он попросил прощения у Серапиона и выделил милостыню монастырю (Бегунов. 1964. С. 352).
За период игуменства Серапиона в Троице-Сергиевом монастыре сохранились акты, имеющие отношение к монастырскому землевладению и судебным тяжбам обители (Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. Т. 1. 1952. С. 458–589), среди которых можно выделить адресованные игумену с братией жалованные тарханные и несудимые грамоты удельного дмитровского князя Юрия Ивановича на сёла и деревни в Дмитровском и Кашинском уездах (АСЭИ. 1952. Т. 1. № 652. С. 576–577; № 653. С. 577–578), данную и отводную грамоту волоцкого князя Фёдора Борисовича на мельницу и деревни на реке Клязьма в Боховом стане Московского уезда (АСЭИ. 1952. Т. 1. № 654. С. 578–579).
Во главе Новгородской кафедры
15 января 1506 г. Серапион был хиротонисан митрополитом Симоном в архиепископа Новгородского и Псковского. 27 февраля прибыл в Новгород (ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. Вып. 3. 1929. С. 611).
Во время эпидемии бубонной чумы 1506–1507 гг. совершал крестные ходы, построил 15 октября 1507 г. за один день обетную церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы в Новгородском кремле (Т. 4, ч. 1. Вып 3. С. 469).
В 1508–1509 гг. пригласил московских мастеров, Андрея Лаврентьева и Ивана Дерму Ярцева, которые написали иконы для 2 рядов в иконостасе Софийского собора в Новгороде (ПСРЛ. Т. 43. 2004. С. 213; Гордиенко. 2001. С. 79–89).
При Серапионе продолжалось храмовое строительство. В 1506–1510 гг. построена церковь Святителя Николая Чудотворца на Легощей улице (ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. Вып. 2. 1925. С. 470).
Сведение с кафедры и лишение сана
В 1509 г. вступил в острый конфликт с Иосифом Волоцким по поводу юрисдикции волоколамского Иосифова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, который относился к ведению Новгородской архиепископии. В 1507 г. игумен Иосиф из-за ссоры с удельным князем Фёдором Борисовичем, без совета и благословения Серапиона, обратился к великому князю московскому Василию III Ивановичу и митрополиту Симону с просьбой перевести монастырь из удельного подчинения под патронат великого князя московского (ПСРЛ. Т. 43. 2004. С. 216). Решением великого князя и Архиерейского собора под председательством Симона просьба Иосифа была удовлетворена, и верховным патроном обители стал великий князь. При этом в церковном отношении монастырь остался подведомственным архиепископу Новгородскому и продолжал платить налоги с земель волоцкому князю. Во время Великого поста 1509 г. Серапион встал на сторону волоцкого князя и запретил в служении Иосифа, «хотя… сим на исправление привести и устрашити» (Иосиф Волоцкий. 1959. С. 330).
Вскоре в Москве состоялся Собор во главе с митрополитом Симоном, на котором отлучение с Иосифа было снято, а Серапион был вызван на соборный суд в Москву. 29 апреля 1509 г. (ПСРЛ. Т. 30. 1965. С. 176) лишён сана и отправлен в московский Андроников в честь Нерукотворного Образа Спасителя мужской монастырь под надзор архимандрита Симеона (Стремоухова), ученика Иосифа. Неизвестный автор рассказа «О Иосифе неблагословение», в котором события рассматривались с точки зрения сторонников Серапиона, возлагал особую вину на брата Иосифа, архиепископа Ростовского Вассиана (Санина), оговорившего Серапиона перед митрополитом (Иосиф Волоцкий. 1959. С. 330).
Из заточения направил послание митрополиту Симону, в котором попытался объяснить свою позицию. Возражая обвинению в свой адрес, что Иосиф Волоцкий был отлучён без предъявления вины, писал, что это было вызвано непочтительным отношением игумена, который не поставил в известность о своих действиях епархиального архиерея. Серапион уподоблял Иосифа раскольнику митрополиту Григорию Цамблаку и называл «ябедником», который «вражду устроил святейши твоей митрополии». Серапион не признавал себя сведённым с кафедры и именовал себя «заточенный архиепископ Божия церкви Валикого Новагорода и Пскова владыка Серапион» (Иосиф Волоцкий. С. 331), а Иосифа продолжал считать отлучённым.
Также Серапион указывал, что не был допущен великокняжескими наместниками на рассмотрение дела Иосифа и дело в пользу волоцкого игумена решилось без его участия. Адресовал упрёк и митрополиту Симону, и собору епископов в неправедном обвинении (Иосиф Волоцкий. 1959. С. 333). И рассказ «О Иосифе неблагословение», и послание митрополиту Симону были впоследствии включены в житие Серапиона (Моисеева. 1965. С. 160–163).
По повелению великого князя московского Василия III митрополит Симон незадолго до своей кончины (ум. в ночь на 30.4.1511), вероятно, снял с Серапиона отлучение (ПСРЛ. Т. 34. 1978. С. 10). По распоряжению Василия III Серапион 15 мая 1511 г. (ПСРЛ. Т. 24. 1921. С. 217) был переведён в Троице-Сергиев монастырь, где игумен Памва и братия обители «сретоша его честно и прияша с великим благодарением» (Моисеева. 1965. С. 163).
В 1512 г. дал вкладом в Троицкий монастырь 2-створчатую серебряную панагию, ранее, возможно, судя по патрональным изображениям, принадлежавшую архиепископу Новгородскому Евфимию I (1423–1429) (Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. 1996. С. 94–95, 168–171, 379).
Согласно житию Серапиона, он простил Иосифа уже после смерти последнего (Моисеева. 1965. С. 164). В житиях Иосифа 2-й трети 16 в. сообщается, что исполняя повеление великого князя, Иосиф успел примириться с Серапионом до своей кончины (Иосиф Волоцкий. 1959. С. 229, 280).
Согласно Софийской второй летописи (ПСРЛ. Т. 6, вып. 2. 2001. Стб. 406) и Житию, преставился «в лето 7024 (1516) месяца марта 16 в неделю цветоносную» (Моисеева. 1965. С. 164). В Новгородской второй летописи и Новгородской третьей летописи указывается, что он «преставися в Лазореву суботу, в 7 часу дни», т. е. 15 марта (ПСРЛ. Т. 3. 1841. С. 148, 247). По всей видимости, более надёжным является 1-й вариант.
Похоронен у южной стороны Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.
Почитание и канонизация
Почитание в Новгороде прослеживается по новгородским летописным памятникам начиная с 1-й трети 16 в. и, особенно, в 17 в. 7 апреля 1559 г. останки обретены нетленными, после чего началось его почитание в Троице-Сергиевом монастыре. Митрополит Московский и всея Руси Макарий распорядился переложить мощи в новый гроб и похоронить в том же месте, а также составить житие и службу Серапиону. По предположению Е. Е. Голубинского, тогда же над могилой могла быть возведена т. н. Серапионова палатка (впоследствии неоднократно перестраивалась).
Канонизация подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, установленный 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) и в Собор Новгородских святых, восстановление празднования которому произошло в 1981 г. по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова). Дни памяти: 16 марта ст. ст., в Соборах Московских святых (воскресенье перед 26 августа ст. ст.), Новгородских святых (3-я неделя после Троицы), Радонежских святых (6 июля), Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).