Владелец бизнес-процесса
Владе́лец би́знес-проце́сса (англ. сapacity мanager), должностное лицо организации, наделённое правами и полномочиями для управления ресурсами определённого бизнес-процесса с целью контроля качества его результата (англ. outcome) на своём этапе производства и несущее ответственность за планирование, обеспечение, управление и улучшение этого процесса. В процессно-ориентированном предприятии основная проблема связана с обеспечением производства на стыке между разными подразделениями и этапами этого производства, ответственность за решение которой возлагается на владельца (управляющего) бизнес-процесса. Внутри подразделений владельцами протекающих в них процессов являются руководители подразделений. В местах стыковки отдельных процессов подразделений владельцем процесса является тот, кто реализует и отвечает за более общий бизнес-процесс, т. е. руководитель бизнес-процесса (топ-менеджер или первое лицо организации). В рамках управления процессами владельцу процесса предоставляют право выставлять требования к производственным показателям на входе и выходе своего процесса; проводить специальные мероприятия (предупреждающие, корректирующие, сплачивающие) для управления задействованным в своём процессе персоналом; запрашивать ресурсы, необходимые для обеспечения процесса, и управлять ими, а также разрабатывать и вносить изменения в управляющую процессом документацию.
Поскольку в одном бизнес-процессе могут быть задействованы сразу несколько подразделений компании, руководитель одного отдельного подразделения далеко не всегда может принять на себя роль владельца процесса. Поэтому пока руководитель подразделения отвечает за свою часть работы в рамках организационной иерархии полномочий, владельца бизнес-процесса назначают следить за эффективностью своего процесса в горизонтальной плоскости организационной структуры, например в департаменте или проекте, в котором заняты несколько подразделений. В задачи руководства компании в данном случае входят: чёткое разграничений функций руководителя подразделения и владельца процесса; предоставление владельцу процесса полномочий и поддержки, необходимых для обеспечения бесперебойной работы процесса, а также административных, материальных и человеческих ресурсов.
Для определения роли владельца процесса компания может использовать различные критерии для назначения на должность (раздельно или в сочетании друг с другом):
по необходимости «продажи» продукта: применяется в тех случаях, когда результат производства должен быть продан потребителю или передан внутреннему клиенту (другому подразделению для дальнейшей работы); в этом случае владелец процесса несёт ответственность в первую очередь за качество продукта на выходе из производственного процесса;
по большинству операций в процессе: по данному методу владельцем процесса назначают руководителя, в управлении которого находится бо́льшая часть процессных операций;
по соответствию целям всего процесса его основной операционной цели: владельцем процесса становится управляющий, в чьи прямые обязанности, помимо прочего, входят (частично или полностью) те, которые соответствуют требованиям к результату всего бизнес-процесса;
по наличию достаточных полномочий: в соответствии с данным методом заведомо широкие полномочия управляющего в рамках некоторого процесса дополняют полномочиями владельца процесса (т. е. дают дополнительную ответственность);
по наибольшим затратам: владельцем процесса назначают того, кто несёт максимальную финансовую ответственность по ресурсному обеспечению бизнес-процесса с целью гарантии лучшей юридической защиты компании;
по самым существенным преобразованиям: владельцем процесса становится тот, кто контролирует наиболее ответственные операции по трансформации промежуточных продуктов.
Для назначения кандидата на позицию владельца (руководителя) бизнес-процесса необходимо учитывать степень его соответствия критериям в рамках заданной роли. В частности, такой руководитель должен:
понимать все особенности деятельности подразделений, участвующих в бизнес-процессе, и быть заинтересованным в оптимизации этого процесса;
обладать авторитетом среди сотрудников и высокими компетенциями в области менеджмента и процессного управления, коммуникаций и командообразования;
занимать достаточно высокую должность, чтобы уметь инициировать, утверждать и реализовывать качественные изменения в политике компании и бизнес-процессе, видеть их последствия и контролировать результативность процесса;
обладать качествами лидера (т. е. вызывать доверие и сплочённость коллектива, иметь стратегическое видение и умение идти на риск, вести переговоры и договариваться).
Владелец процесса несёт ответственность за схему (т. е. целостность, разработку, изменения и интеграцию в деятельность компании), эффективность (включая разработку стратегии и определение целевых показателей, управление мотивацией участников), отстаивание интересов и поддержку (обеспечение согласованной бесперебойной работы, а также разрешение возникающих вопросов и споров) процесса. Кроме того, по мнению одного из основателей управленческой теории реинжиниринга бизнес-процессов Майкла Хаммера (1948–2008), к обязанностям и полномочиям владельца процесса относятся (Хаммер. 2012. С. 38–40):
проектирование процесса, обеспечение его успешного внедрения и постоянного совершенствования; решение вопросов, связанных с выполнением процесса и вносимыми изменениями;
планирование, документальное оформление, адаптация и доработка обучающих материалов, регламентов, инструкций, которые потребуются участникам процесса;
установка, оценка и мониторинг показателей эффективности и исправной работы процесса; контроль за соблюдением требований, накладываемых процессом; сравнение показателей эффективности процесса с аналогичными показателями в других компаниях;
организация работы участников процесса и оценка эффективности их работы с помощью показателей эффективности, а также результатов аудиторских проверок и вынесение предложений по её улучшению.
Несмотря на то что эксперты по сертификации систем менеджмента качества требуют документального подтверждения назначения владельца процесса и в целом наличие соответствующего должностного лица в рамках управления процессами стало негласным правилом менеджмента, существует и критика такого подхода. Если функция совершенствования производственных процессов уже закреплена за руководителями подразделений, то непродуктивно вводить отдельную должность для человека, который следил бы за качеством протекания процесса и его совершенствованием. Тем не менее констатация того, что руководители подразделений должны самостоятельно справляться с соответствующими задачами, ещё не гарантирует успешность этого подхода на практике: вынужденные меры по исправлению случайно возникающих в процессе проблем далеки от систематической деятельности, направленной на рост качества производимых операций и устранение системных ошибок.