Дмитрий Иванович (великий князь московский)
Дми́трий Ива́нович (Дмитрий Иванович Внук; в крещении Евлампий) (10.10.1483, Москва – 14.2.1509, там же), великий князь владимирский, московский, новгородский и «всея Руси» (февраль 1498 – апрель 1502). Из московских Рюриковичей. Сын Ивана Ивановича Молодого и Елены Стефановны. Внук Ивана III Васильевича и Марии Борисовны.
После смерти отца (7.3.1490) вместе с матерью жил при дворе деда. В источниках впервые упомянут в мае 1492 г. В документах 1492, 1494–1495 и 1497 гг. имя Дмитрия Ивановича стоит после сыновей Ивана III от 2-го брака. Постепенно его статус повышался: в разряде поездки Ивана III в Новгород (октябрь 1495 – март 1496) Дмитрий Иванович назван первым из сопровождавших лиц, его позиция формально оказалась более значимой, чем у сына Ивана III – князя Василия Ивановича (будущего великого князя московского Василия III Ивановича), оставленного «на Москве».
Соперничество Дмитрия Ивановича с Василием Ивановичем (и стоявших за каждым из них придворных группировок) за место соправителя и наследника Ивана III вылилось во 2-й половине 1497 г. в открытое противоборство. Выбор Иваном III Дмитрия Ивановича в качестве наследника спровоцировал заговор членов двора князя Василия Ивановича в его пользу. Однако заговор был раскрыт, шестеро заговорщиков казнены, многие арестованы, а князь Василий Иванович и его мать великая княгиня московская Софья Палеолог попали в опалу.
4 февраля 1498 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание Дмитрия Ивановича на «великое княжение Владимирское, московское, новгородское и всея Руси» в качестве соправителя и наследника Ивана III. Был разработан принципиально новый, специальный обряд: легитимность прав Дмитрия Ивановича как великого князя определялась теперь «Божьим произволением» и выбором правящего монарха в соответствии с установившейся в династии московских Рюриковичей традицией наследования по прямой нисходящей мужской линии. Процедура венчания Дмитрия Ивановича на княжение стала едва ли не первой публичной торжественно-визуальной репрезентацией верховной власти на Руси. Текст чина и символический смысл обрядов в процедуре венчания Дмитрия Ивановича и последовавших за ней торжествах были важной частью формировавшейся государственно-политической доктрины верховной власти российской монархии (отдельные учёные связывают с этим возникновение ранней редакции «Сказания о князьях владимирских», однако это маловероятно).
Реальное участие Дмитрия Ивановича в управлении Русским государством ограничилось его ролью судьи в последней инстанции по спорным делам (главным образом поземельным) в 4–5 уездах (Белозерском, Вологодском, Костромском, Переяславском) и почти исключительно в 1498 г. Ряд исследователей считает, что именно при дворе Дмитрия Ивановича была составлена особая редакция тверского летописного свода 1498 г. Новгородский архиепископ Геннадий и Иосиф Волоцкий связывали с окружением Дмитрия Ивановича и его матери оказавшихся в Москве новгородских священников – сторонников ереси «жидовствующих».
Число и состав борющихся группировок при московском великокняжеском дворе в 1499–1502 гг. остаются дискуссионными. Несомненно, что опала князей Патрикеевых и казнь князя С. И. Ряполовского в январе – феврале 1499 г. вызвали снятие опалы с Софьи Палеолог, освобождение Иваном III князя Василия Ивановича из-под домашнего ареста и «наречение» его 21 марта 1499 г. великим князем Новгорода и Пскова. Это стало началом поражения Дмитрия Ивановича: с лета 1499 г. в документах практически не отразилась его правительственная деятельность, а в дипломатической документации 1501 г. его имя вновь стоит после имён сыновей Ивана III от 2-го брака.
11 апреля 1502 г. заключён вместе с матерью в тюрьму Иваном III, который запретил упоминать их имена на «октениах и литиах» в числе других членов великокняжеской семьи и называть Дмитрия Ивановича великим князем. Конкретные причины ареста остаются неизвестными, но заточение можно объяснить ходом бескомпромиссной борьбы двух претендентов на наследование верховной власти в Русском государстве. 14 апреля 1502 г. Иван III «пожаловалъ сына своего Василiа, благословилъ и посадилъ на великое княженiе Володимирское и Московское и всеа Русiи самодръжцемъ» [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Санкт-Петербург, 1859. Т. 8. С. 242].
По свидетельству С. фон Герберштейна (записавшего эти слухи спустя 20 лет), Иван III незадолго до своей смерти приказал освободить Дмитрия Ивановича, чтобы попросить у него прощения. Это распоряжение не было выполнено, по приказу же Василия III Ивановича Дмитрия Ивановича «заковали в железа».
Умер в заключении: по разным данным, «погиб от голода и холода», «задохнулся от дыма» (по Герберштейну), был удавлен (согласно князю А. М. Курбскому). В летописном своде 1518 г. о смерти Дмитрия Ивановича говорится так: «преставися благовҍрныи князь великии Дмитреи Ивановичь всея Русии в нужди и в тюрмҍ» (ПСРЛ. Москва; Ленинград, 1963. Т. 28. С. 343).
Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля рядом с отцом.