Нестяжатели
Нестяжа́тели, представители одного из направлений русской религиозно-общественной мысли конца 15 – первой половины 16 вв., которые, подчёркивая социальные аспекты монашеского обета нестяжания (отказа от материальных благ), выступали с критикой монастырского землевладения, а также кабальных форм подневольного труда крестьян на монастырских землях. В таком значении термин «нестяжатели» употребляли преподобный Максим Грек и преподобный Зиновий Отенский (до этого нестяжателями называли просто монахов, ведущих аскетический образ жизни).
Вершиной идеологии нестяжателей стали учение и аскетическая практика преподобного Нила Сорского. По мнению преподобного Нила, главным способом обеспечения жизнедеятельности монастыря должен быть собственный труд монахов. В сочинении Нила Сорского «Предание учеником» (1490-е гг. – 1508) содержится запрет на использование дарового подневольного труда; наёмные монастырские работники должны, по мысли преподобного, получать справедливую плату и даже более того, чего они заслуживают. Монахам разрешается принимать милостыню, но не излишнюю; приобретать простые и дешёвые вещи, но только самые необходимые. Нил Сорский не одобрял также приобретения монастырём богатств ради благотворительности. Таким образом, нестяжание для него – общий принцип жизни как монастыря в целом, так и каждого конкретного монаха. Он рассматривал нестяжание как необходимое условие для молитвы, поскольку любые заботы о приобретении имущества отвлекают от неё монахов.
Взгляды нестяжателей различались в своих акцентах и трактовках. Так, учение Нила Сорского носило исихастский характер, исходило преимущественно из духовных запросов. В сочинениях Вассиана (Патрикеева) учение о нестяжании приобрело социально-политическую окраску: Вассиан обличал собирание монастырских богатств неправедными средствами, стремление монахов к «мирским попечениям», поэтому предлагал передать управление монастырскими землями епископам и подчинённым им экономам. Однако сам Вассиан не был аскетом и не придерживался принципа личного нестяжания, в чём его обличал Зиновий Отенский. Максим Грек выступал против увеличения монастырских богатств, приобретаемых с помощью спекуляций, ростовщичества, жестоких форм эксплуатации крестьянского труда, однако очень осторожно высказывался о секуляризации монастырских земель. В середине 16 в. одним из виднейших идеологов нестяжателей стал игумен Троицкого монастыря (будущая Троице-Сергиева лавра) Артемий. Он осуждал землевладение монастырей, однако считал, что земли не следует отнимать силой, монахи сами должны отказаться от них.
Государственная власть неоднократно пыталась использовать идеологию нестяжателей для оправдания секуляризации монастырских земель. Вопрос о праве монастырей владеть сёлами был поставлен на церковном соборе 1503 г. по инициативе великого князя Ивана III Васильевича. По некоторым источникам, на соборе разгорелась полемика между преподобным Нилом Сорским, утверждавшим, что «монахам не достойно иметь сёла», и преподобным Иосифом Волоцким, считавшим владение вотчинами необходимым условием стабильного существования монастырей и Церкви (см. также Иосифляне). В 1515–1517 гг. Вассиан (Патрикеев) по благословению митрополита Московского Варлаама составил новую редакцию Кормчей книги (известно 3 авторских редакции), призванную исследовать вопрос о каноничности монастырского землевладения. Этой же теме была подчинена совместная работа Вассиана и Максима Грека по исправлению и переводу с греческого языка богослужебных и канонических книг. Осуждение на церковном соборе 1531 г. Вассиана и Максима Грека, уже находившегося в заточении по приговору собора 1525 г., существенно ослабило позиции нестяжателей и фактически прекратило их филологические и богословские исследования. Движение нестяжателей перестало существовать после того, как в 1550-е гг. на церковных соборах были осуждены и сосланы игумен Артемий и его единомышленники монах Иоасаф (Белобаев), преподобный Феодорит Кольский и другие, а также после принятия постановлений Стоглавого собора (1551), соборов 1573, 1580–1584 гг., ограничивших рост монастырского землевладения.