Манас (в индийской философии)
Ма́нас (санскр. मनस्, от मन – думать, знать, полагать), внутреннее чувство («чувственный ум»), наделённое способностью координировать и синтезировать деятельность сенсорных и моторных органов, а также следить за тем, чтобы чувственные данные поступали к познающему сознанию в определённой последовательности и чтобы психомоторные желания субъекта без промедления передавались соответствующим «исполняющим органам». Большинство индийских философских школ считает, что манас участвует в процессе чувственного восприятия и является источником суждения. С этим связано и более общее значение манаса как эмпирической ментальности (в отличие от высшего сознания – атмана, пуруши), «необработанного ума», чуждого духовной дисциплине и потому постоянно мечущегося. Так, в мимансе манас уподобляется демону, являющемуся причиной всех несчастий человека («нет у человека худшего врага, чем манас»). В учениях йоги неустойчивость манаса считается препятствием к освобождению (мокша), поэтому его стабилизация выступает одной из главных задач йога. В большинстве философских школ термин «манас», распространённым переводом которого является «разум» (англ. mind), обозначает не активную познавательную способность (ср. «разум» в европейской традиции), а бессознательный инструмент, деятельность которого направляется сознательной душой (Шридхара сравнивает манас со щипцами, с помощью которых можно вытаскивать угли из пылающего очага).