#Философские школы ИндииФилософские школы ИндииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегФилософские школы ИндииФилософские школы ИндииНайденo 15 статейБожестваБожества Брахман (в философии)Бра́хман, в древнеиндийском религиозном умозрении и исходящих из него философских учениях высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир. Брахман определяется отрицательно – немыслимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерождённый, лишённый образа, безначальный, бесконечный, «ни то ни то» (санскр. नेति नेति) и т. п. Реальность Брахмана явлена как бесконечное сознание (джняна) себя самого и как высшее блаженство (ананда).Религиозно-философские школы, направления, движения МимансаМима́нса, одна из шести школ «ортодоксальной» религиозно-философской мысли Индии. Обосновывала правильность и действенность предписанной Ведами дхармы – традиционного мировоззрения и уклада жизни, сложившегося под влиянием прежде всего жреческого сословия (брахманов) и основанного на строгом распределении обязанностей между разными социальными сословиями (варна-ашрама-дхарма). Отстаивала принципы реализма в онтологии и теории познания. Миманса выработала философское обоснование ведийского ритуализма в ответ на критику представителей буддизма, джайнизма, адживики. Предложенное ею универсальное толкование ведийских текстов применительно к повседневному поведению человека в традиционном брахманистском обществе определило её влияние на индийское обычное право.Философы Матилал Бимал КришнаМати́лал Бима́л Кри́шна (1935–1991), индийский философ и логик. Автор многочисленных работ по индийской логике, эпистемологии, а также этике, философии грамматики и др.Религиозно-философские школы, направления, движения Навья-ньяяНа́вья-нья́я, индийская философская школа в рамках брахманистской традиции, разрабатывавшая логико-эпистемологическую и лингвофилософскую проблематику. Последователи навья-ньяя предложили детализированную теорию определений. Особенности санскрита, позволяющего записывать логические выражения одним термином и затем комбинировать эти термины в рассуждении, позволили логикам навья-ньяя поставить и решить такие, например, проблемы, как истинностно-функциональный характер логических связок «и» и «или» и др.Философы ВасубандхуВасуба́ндху (около 316 – 396), индийский философ-буддист. Ему приписывают авторство около тысячи трудов, созданных в традиции буддистских школ разных направлений. Идеи Васубандху оказали значительное влияние на развитие буддизма в Китае и в Тибете.Философские школы, направления, движения ВайшешикаВайше́шика, школа ортодоксальной индийской философии, разработавшая оригинальную систему онтологических категорий и концепцию атомизма. В истоках традиции вайшешики лежат «Вайшешика-сутры» (около 1 в.). С самого раннего периода своего существования вайшешика была близка системе ньяя, с которой в дальнейшем образовала синкретическую школу ньяя-вайшешика.Неформальные религиозные движения, течения АдживикаАджи́вика, одна из влиятельных антиведийских общин, возникшая в 6–5 вв. до н. э. – во времена жизни Будды и Махавиры. Наибольшего влияния адживика достигла при царе Ашоке в 3 в. до н. э., в Южной Индии продолжала существовать вплоть до 14 в., в Северной Индии адживика слилась с джайнизмом и сектами вишнуизма. В буддийских (и отчасти джайнских) текстах – главных источниках сведений об учителях адживики – они осуждаются за аморализм и профанацию аскетизма (превращение его в способ зарабатывания на жизнь).Философские школы, направления, движения СанкхьяСа́нкхья, одна из шести «ортодоксальных» философских школ (даршан) Индии, признающих авторитет Вед, хотя истоки её выходят за рамки собственно ведийской традиции, отражая древние пласты мышления, связанные с числовыми комплексами и перечнями элементов мироздания.Философы ЧандракиртиЧандраки́рти (7 в.), буддийский мыслитель, представитель школы прасангика-мадхъямака. Большинство его религиозно-философских трактатов являются комментариями к трудам Арьядевы и Нагарджуны, в том числе главное полемическое сочинение «Прасаннапада».Религиозно-философские школы, направления, движения ЙогачараЙогача́ра, одно из двух важнейших религиозно-философских направлений буддизма махаяны, разрабатывающее сотериологическую доктрину пути бодхисаттвы; приверженец этого направления. Основная доктрина йогачары представлена в формулах: виджняптиматра («только представление») или читта-матра («только сознание»), толкование которых – предмет спора между исследователями буддизма. 12