Прашастапада
Прашастапа́да (санскр. प्रशस्तपाद; Прашастамати, Прашастадева, Прашастакара, Прашастакарадева) (около 5–6 вв.), индийский философ, главный систематизатор учения вайшешики. Автор «Падартха-дхарма-санграхи» («Собрание характеристик категорий») – основополагающего комментария к базовому тексту школы – «Вайшешика-сутрам». Возможно, именно Прашастапада ввёл в вайшешику учение о 6 категориях; к 17 качествам «Вайшешика-сутры» он добавил 7 новых. Существенным нововведением Прашастапады явилось учение о космических циклах – космической ночи и последующем творении мира из атомов, в котором в качестве демиурга участвует бог Ишвара. Для Прашастапады характерен своеобразный «лингвистический реализм»: понимание слова как выводного знака, помогающего доказать существование референта, – будь то вещь (субстанция, качество), универсалия, понятие или категория. Вслед за буддийским логиком Дигнагой Прашастапада различал 2 этапа чувственного познания – чистое восприятие без предикации и восприятие с приписыванием характеристик. Сводя словесное свидетельство (шабда) к разновидности логического вывода (анумана), он, таким образом, как и буддисты, признавал только 2 праманы: восприятие (пратьякша) и логический вывод. Представление Прашастапады о том, что освобождённый атман лишён сознания, было подвергнуто критике со стороны брахманистских философов, которые сравнивали такой атман с деревянным чурбаном.