Накшбандийа
Накшбанди́йа (накшбандийя; накшбандия; араб. نقشبندية), одно из самых известных и широко распространённых суфийских братств. Эпонимом является Накшбанд, заложивший основы организации братства. Накшбандийская традиция считает основателем братства Юсуфа аль-Хамадани (ум. 1140), а через него возводит цепочку к Баязиду Бистами, организационно оформилось в 14 в.
Самым значительным источником по истории ранней накшбандийской традиции времён Накшбанда является сочинение «Капли источника вечной жизни» («Рашахат айн аль-хаят») Али ибн Хусайна Ваиза Кашифи.
Изначальной опорой братства было городское и сельское население Средней Азии, особенно Бухарского оазиса. После смерти Накшбанда позиции братства укрепились. Из его преемников наибольшую известность стяжали Аля ад-Дин Аттар, главный преемник Накшбанда, Мухаммад Парса и Йакуб Чархи. Братство накшбандийа стало завоёвывать позиции среди кочевого населения. С Хваджи-Ахрара шейхи накшбандийи активно вмешивались в политику, добившись преобладания братства в регионе. Началась идеологическая борьба с конкурирующими братствами – кубравийа, ясавийа. В 1599 г. в рамках индийской ветви накшбандийи Ахмад Сирхинди (1564–1624) основал направление накшбандийа-муджаддидийа. Мусульманская концепция обновителя (муджаддид), который является в конце каждого тысячелетия, была воспринята применительно к накшбандийским шейхам. Прозвище «обновитель второго тысячелетия» получил сам Сирхинди. На рубеже 18–19 вв. накшбандийа-муджаддидийа переживала расцвет в Средней Азии, Турции, Курдистане, Ираке, Сирии и других регионах. В 1811 г. Халид аль-Багдади (1776–1827) основал течение халидийа. Оно распространилась в Турции и Курдистане, а позже в Индонезии и на островах Малайского архипелага. Другое ответвление, накшбандийа-хусайнийа, было основано халифой Хусайном (ум. 1833–34). В 19 в. братство проникло на Кавказ и стало основой для мюридизма и борьбы Шамиля. Тогда же оно начало борьбу с братствами маулавийа и бекташийа в османской Турции до запрета Ататюрком деятельности всех суфийских братств в 1925 г. В 1950-е гг. из-за активизации деятельности накшбандийа подверглось репрессиям со стороны турецких властей. На севере страны братство до сих пор пользуется популярностью среди курдского населения.
С первых лет существования члены накшбандийи придерживались умеренной идеологии. Традиция приписывает Гидждувани разработку восьми принципов: припоминание (йадкард), обуздывание [мыслей] (базгяшт), наблюдение [за мыслями] (нигахдашт), концентрация [на Боге] (йаддашт), осознанность в дыхании (хуш дар дам), путешествие на родину (внутреннее странствие мистика) (сафар дар ватан), созерцание [собственных] шагов (назар бар кидам), одиночество в толпе (халват дар анджуман). Накшбанд добавил ещё три принципа: временная остановка (контроль за времяпрепровождением) (вукуф-и замани), остановка для исчисления (контролирование зикра) (вукуф-и адади), приостановка сердца (представление своего сердца с изображённым на нём именем Бога, поскольку в нём не должно быть ничего, кроме Него) (вукуф-и калб).
Традиционное правило «руки в работе, а сердце с Возлюбленным-Богом» («даст ба кар ва дил ба йар») появилось среди хваджаган, видимо, раньше Накшбанда, но его часто приписывают именно ему.
Главным отличием братства считается тихий зикр (зикр-и хафи). Такой зикр был характерен для Абд аль-Халика Гидждувани. Братство накшбандийа боролось со сторонниками громкого зикра в лице йасавийи, кубравийи, бекташийи и с практикой сама маулавийи. Другой особенностью является отсутствие практики созерцательного затворничества (халват), позже – запрет на физическое затворничество. Третьей особенностью является общение (сухбат) ученика с наставником. В результате устанавливается связь (рабита) между сердцами учителя и ученика (таваджжух). Так наставник контролирует духовные состояния подопечного. Последний таким образом попадает в поток божественной энергии (файз).
Видимо, с Мухаммада Парса в накшбандийа начала проникать доктрина вахдат аль-вуджуд (единство бытия) Ибн Араби. Ахмад Сирхинди выступал противником этого учения. Он продолжил развивать доктрину Аля ад-Дауля ас-Симнани (1261–1336) вахдат аш-шухуд (единство свидетельства). Постулат Ибн Араби «Всё есть Он» Сирхинди заменил на традиционалистское «Всё из Него». Отвергая экстатическую теорию, он называл единение миражом. Учение Сирхинди основывается на шариате и ставит высшей целью служение Богу.
Процедура посвящения нового члена в братство происходит после трехмесячной проверки, во время которой претендент обязан выполнять всю грязную работу на кухне. Во время посвящения после омовения и клятвы шейху ему сообщается разъяснение зикра. Принимают в братство также и женщин. Отличительным признаком членов братства считается войлочный колпак (кулах) из четырёх клиньев.
Накшбандийа остаётся активным до настоящего времени и по степени своего распространения уступает только кадирийа, с которым часто переплетался, особенно в Индии и Курдистане.