Тангуты
Тангу́ты, древний народ, носитель тангутского языка, относящегося к тибето-бирманским языкам. Из ныне существующих языков родственными тангутскому считаются некоторые языки восточного Тибета, например хорпа. Тангуты – экзоэтноним тюркского или монгольского происхождения [впервые упомянут в рунической надписи Бильге-кагана (735), также встречается в уйгурских и китайских текстах]; самоназвания – ми-ндзйво, ми-нйаы, ми или лхйвэ, первоначальное значение самоназвания, вероятно, связано с понятием «человек, люди».
История тангутов
Ранняя история тангутов известна прежде всего по китайским источникам, которые именуют их дансянами [кит. 党項, вероятно, китайское «дансян» и тюркское «тангут» (где «-ут», очевидно, суффикс мн. ч.) – иноязычные транскрипции неизвестного исходного термина]. Жили в верховьях реки Хуанхэ и близ озера Кукунор. В конце 6 – начале 7 вв., ища защиты от Тибетской империи, тангуты стали данниками Китая, постепенно заселив ряд районов на плато Ордос и к югу от него, однако со временем их вассалитет от империи Тан становился всё более формальным, сопровождался жалованием новых земель и титулов. Возвысившийся род Тоба (кит. 拓跋; тангутское написание неизвестно; возможно, происходит от одноимённого правящего дома империи Северная Вэй, основанной в Северном Китае кочевниками табгачами, говорившими на языке монгольской или тюркской групп) в конце 9 в. помог подавить восстания Хуан Чао в Китае, за что его глава Тоба Сы-гун (кит. 拓跋思恭; обычно известны только китайские имена тангутских правителей) в 881 г. получил престижный пост военного губернатора (цзедуши) округа Диннань (定難) со ставкой в г. Юйлинь (榆林, ныне провинция Шэньси), давшим ему полную (и признанную императором) власть в области Сячжоу (夏州, север современной провинции Шэньси) и ряде соседних районов. В 883 г. Сы-гун получил титул вана и право носить императорскую фамилию Ли (李).
Не позднее 9–10 вв. к тангутам проник буддизм (в дальнейшем стал официальной религией государства тангутов). О сохранении добуддийских верований свидетельствуют находки в погребениях скелетов животных (кур, уток, собак, баранов, лошадей, верблюдов) и принятие в 12 в. законов о запрете приносить в жертву животных во время похорон.
Лидеры рода Тоба подчиняли себе всё новые дансянские племена, из которых начала складываться единая общность тангутов. Изначально тангуты были прежде всего кочевыми скотоводами, но впоследствии под влиянием китайцев многие из них перешли к земледелию и переселялись в города; важную роль играли также добыча соли, изготовление тканей, добыча ревеня и мускуса.
Империя Сун пыталась вернуть тангутов под свою власть, в ответ Тоба Цзи-цянь (拓跋繼遷) в 982 г. поднял восстание и, несмотря на невыгодное для себя соотношение сил, нанёс сунским войскам ряд чувствительных поражений. Однако в 986 г. ему пришлось признать сюзеренитет могущественного врага империи Сун – киданьской империи Ляо (которая сначала признала за Цзи-цяном право на пост цзедуши, а в 990 – ваном Ся). В 991 г. он получил право носить императорскую фамилию Чжао (趙), но войны с китайцами и тибетцами продолжались. В 1002 г. Цзи-цянь взял г. Линчжоу (современный г. Линъу в Нинся-Хуэйском автономном районе) – основной опорный пункт сунской армии в регионе – и в 1003 г. сделал его своей столицей. Ослабленный поражением от киданей, Китай в 1006 г. признал фактическую независимость государства тангутов; в это же время в китайских источниках в качестве наименования тангутских земель начинает использоваться термин Си Ся (西夏) – Западное Ся, вероятно связанное с округом Сячжоу, бывшим основой тангутской мощи.
В 1016 г. Тоба Дэ-мин (拓跋德明, правил в 1004–1031) посмертно присвоил своему отцу – Цзи-цяню – императорский титул, ввёл административную систему по китайскому образцу, в 1020 г. перенёс столицу в г. Синчжоу [興州; Синцин (興慶), современный г. Иньчуань, в Нинся-Хуэйском автономном районе] и, разбив войска киданей, стал независимым от Ляо. В 1028 г. тангуты присоединили Ганьчжоуское княжество уйгуров, в 1036 г. – Дуньхуан, дойдя на западе до границ Комульского (Хамийского) оазиса и овладев важным отрезком Великого шёлкового пути. В 1038 г. сын Дэ-мина – Ли Юань-хао (李元昊, правил в 1031 или 1032 – 1048) – провозгласил себя императором Тангутского государства (Си Ся; тангутское название Пьхон-мбин лхйэ-(х)лйе, Великое государство Высокой белизны; после тяжёлой войны признано Сун в 1044), в рамках которого тангутская культура (во многом благодаря появлению письменности, введённой Юань-хао) достигла наивысшего расцвета, соединив в себе черты тибетской, китайской, степной и оазисной культур, но при этом сохранив и бесспорную оригинальность.
В 1227 г. Тангутское государство было уничтожено Чингисханом, но многие тангуты (прежде всего образованная элита) поступили на службу в Монгольскую империю, а затем империю Юань, где играли заметную роль [тангуты были отнесены к высокопоставленной этносоциальной группе сэмужэнь (色目人 – «люди разных категорий»), из которой преимущественно и набиралось юаньское чиновничество]. Некоторые важные особенности Монгольской империи (например, пост «государственного наставника», учителя императора по вопросам буддийской веры) были, скорее всего, восприняты от тангутов; к тангутской кухне восходило немалое количество блюд, подававшихся при дворе; известно о предпочтении Чингисханом тангутской музыки для своего двора. Тангуткой являлась мать Туг-Тэмура, 8-го императора Юань (правил в 1328–1329, 1329–1332). Часть тангутских аристократов бежали в Тибет; например, на родство с тангутской правящей династией указывали князья Сиккима.
При империи Юань продолжалось бытование тангутского языка и культуры, печатались тангутские книги (прежде всего буддийские), возводились монументальные памятники с тангутскими надписями (в том числе государственной значимости). При этом тангутские элиты, ставшие частью имперских, постепенно теряли свою идентичность. Простые тангуты, населявшие свои прежние земли [со времён Юань их начинают называть Нинся (寧夏) – «Умиротворённое Ся»] и покинутые элитами (делавшими успешные бюрократические карьеры в крупных городах империи), также переживали упадок национального самосознания – многие из них стали соотносить себя с тибетцами или окитаились, часть, судя по всему, приняла престижный в империи Юань ислам и, возможно, христианство, довольно влиятельное в это время в регионе. Описания бывших тангутских территорий этого периода (например, у Марко Поло) не содержат упоминаний ярких отличительных особенностей местного населения.
После падения империи Юань в 1368 г. войска китайской империи Мин опустошили земли тангутов (которых китайцы рассматривали прежде всего в качестве союзников монголов, а их земли – как важный плацдарм для защиты китайских территорий), уничтожили многие города. Уцелевшие тангуты были ассимилированы китайцами (в том числе мусульманами) и тибетцами. Ареал применения тангутского языка сузился до нескольких монастырей и продолжал сокращаться. Последние известные тангутские тексты датированы 1502 г.
Имя тангутов в монгольском обиходе перешло на тибетское, монгольское и ойратское кочевое население территорий, разделявших Монголию и Тибет (в основном совпадавших с землями Тангутского государства). Именно в этом значении слово «Тангутэ» (唐古忒/唐古特) попало в китайский язык, в маньчжурском же языке слово Tanggūt обозначало Тибет, что привело, с одной стороны, к раннему проникновению термина на Запад, а с другой – к довольно длительной путанице: едва ли не до начала 19 в. Тангутом в Европе именовали Тибет.
С лингвистической точки зрения ближайшими родственниками тангутов ныне являются носители цянских языков (например, гьялронского), живущие на западе современной провинции Сычуань.
Археологические памятники тангутов
К опорным археологическим памятникам тангутов относится Хара-Хото, где был найден основной корпус сохранившихся тангутских текстов разных жанров. В 20 км восточнее, на городище Лучэн, найдены тексты буддийских сутр на тангутском языке, печати, монеты, урны с чёрной росписью или глазурью по светлому фону и др. В уезде Хэлань (Нинся-Хуэйский автономный район) изучались остатки 13-этажной «квадратной пагоды» Байсыгоу (1076), среди находок: керамические и каменные буддийские изображения; шарира (реликварии с мощами праведников); тангутские надписи на кирпичах, деревянных стелах, сборник стихов и перевод буддийского трактата, отпечатанный с помощью наборного деревянного шрифта (древнейшего из сохранившихся). Среди надписей на тангутском языке – стела из «Пагоды услышанной молитвы» (Ганьинта; другой вариант прочтения: Гуаньтунта, примерно с тем же значением), билингва с китайским языком, установленная в 1094 г. и ныне хранящаяся в г. Увэй (в литературе известна как «Лянчжоуская стела из монастыря Ху-го сы»).
Мантры из «Сутры сердца» на стене у ворот заставы Цзюйюнгуань (Великая Китайская стена, близ Пекина) записаны на тангутском, монгольском, тибетском, уйгурском, китайском языках и санскрите (1345). Дхарани (мантры-заклинания) на 2 колоннах (1502, самый поздний датированный текст на тангутском языке) из района г. Баодин (провинция Хэбэй) сопровождали имена донаторов. По данным российского археолога А. А. Ковалёва (2008; 2021), на западе Внутренней Монголии, севере Нинся-Хуэйского автономного района Китая, в аймаке Умнеговь в Монголии выявлены крепости и сигнальные вышки, соединённые «длинными стенами», которые тянулись на 800 км и прикрывали северную границу Си Ся. К западу от реки Эдзин-гол (Жошуй) эта граница проходила по линии древних ханьских укреплений, дополненных в тангутское время конструкциями из дерева и камыша; некоторые из них также обновлялись и перестраивались при династии Мин. Такие небольшие крепости на территории Ганьсуского коридора служили для размещения гарнизонов, обеспечивавших движение караванов по Великому шёлковому пути.
В 1053 г. тангуты окончательно отвоевали у уйгуров округ Шачжоу (沙州), в который входил Дуньхуан – в расположенных здесь монастырях Могао и Юйлинь исследователями выделен ряд пещер, созданных во времена тангутского правления.
Близ современного китайского г. Иньчуань (прежней столицы Тангутского государства Синцин), в восточных предгорьях хребта Хэланьшань, расположен главный некрополь тангутов (площадь около 10 × 4,5 км): 9 мавзолеев правителей [от Цзи-цяня до Ань-цюаня (правил в 1206–1211)] сопровождали более 200 могил аристократии. Каждый мавзолей окружён 3 рядами стен из утрамбованного лёсса с башнями по 4 углам; внутри – 8-угольная пирамида из утрамбованной земли в 5, 7 или 9 ступенчатых ярусов (высота до 20 м), залы для поминаний и жертвоприношений, пагоды, стелы, «аллея духов» из противостоящих каменных статуй людей и животных. Найдены фрагменты фресок с изображением воинов, изделий из фарфора и шёлка, черепица, в том числе глазурованная, панцирные пластины, украшения, позолоченная бронзовая скульптура быка (масса 188 кг), каменная скульптура лошади и др. Вероятно, с функционированием столицы была связана и производственная площадка, раскопанная в лощине Суюйкоу в уезде Хэлань в 2021–2022 гг. На площади 40 тыс. м2 выявлено 13 печей для обжига фарфора (изготавливалась широкая номенклатура изделий), а также места для добычи глины, обжига угля, выброса шлака и т. п. В 1998 г. на месте императорского некрополя создан первый специализированный Музей Западной Ся.