Арабское письмо
Ара́бское письмо́, буквенное письмо, используемое для арабского языка, а также, с соответствующими модификациями, ираноязычным населением Ирака (для курдского языка), Ирана (для персидского языка) и Афганистана (для языков пушту и дари), в Пакистане и Индии (для языков урду, брауи, кашмири), в КНР (для уйгурского языка), мусульманами-суннитами в Камбодже и в юго-западных районах Вьетнама (для чамского языка) и многими другими народами. До начала 20 в. использовалось в Малайзии, на Филиппинах, в Индонезии (для яванского, сунданского, балийского и других языков), в Африке (для языков суахили, сомали, фула, хауса), для турецкого языка, а также для белорусского (у татар Белоруссии), сербскохорватского (у бошняков) языков, для капского африкаанса и др.; до конца 1920-х гг. – для азербайджанского, казахского, киргизского, татарского, туркменского, узбекского, таджикского языков, для некоторых языков народов Дагестана.
Источник арабского письма – набатейское письмо (было распространено в Набатейском царстве во 2 в. до н. э. – 2 в. н. э.), которое восходит к консонантному сирийско-арамейскому (древнеарамейскому) письму. Набатейским письмом арабоязычные жители Синайского п-ова и Северной Аравии пользовались и позже – в 4–6 вв.: в надписях из Намары (328), из Зебеда (512), из древних христианских храмов. В них есть элементы курсивного письма – соединяющие многие буквы лигатуры, принятые позднее в арабском письме.
Согласно арабской языковедческой традиции, собственно арабское письмо сложилось в начале 6 в. в г. Хира – столице арабского княжества Лахмидов (находилась в 5 км к югу от г. Куфа, Ирак), откуда проникло в Западную Аравию, в район Хиджаза, в города Мекка и Медина. Дальнейшее развитие арабское письмо получило с середины 7 в., когда был записан Коран.
Арабское письмо складывалось как фонематическое, однако первоначально включало обозначения только согласных фонем. Поскольку многие буквы имели одинаковые начертания, к концу 7 в. была выработана система дополнительных внутристрочных, надстрочных и подстрочных (диакритических) знаков для различения сходных букв, для обозначения гласных, их отсутствия и удвоения согласных. Окончательная система арабского письма была выработана в течение 8–9 вв.; в основных чертах сохранилась до настоящего времени.
Арабский алфавит включает 28 букв для обозначения согласных; из них 3 буквы (алиф, вав, йа) используются также для обозначения долгих гласных, алиф используется и как «подставка» для значков, отмечающих краткие гласные в начале слова.
Алфавитный порядок букв первоначально следовал порядку арамейского алфавита; дополнительные, собственно арабские буквы с диакритическими знаками помещались в конце. Затем возникла группировка букв по сходной форме (западный – т. н. магрибский – тип). В результате установился современный порядок следования букв, с учётом их сходных форм и сходного произношения.
Бóльшая часть букв арабского письма в зависимости от позиции в слове имеет 2, 3 или 4 начертания: конечное, срединное, начальное, обособленное (изолированное) (см. таблицу «Арабский алфавит»). Некоторые пары букв образуют на письме лигатуры. Направление письма – справа налево.
Различают ряд разновидностей (шрифтов, «пóшибов», почерков) арабского письма: куфическую (т. н. куфи) – орнаментально-декоративную; дивани, рук‘, рейхани, магриби, сульс, насх и др. Два основных типа арабского письма– монументальное и курсивное – послужили в дальнейшем для развития искусства декоративного письма и каллиграфии. Для стандартного типографского набора используется упрощённая форма почерка – насх.
Первыми писчими материалами были папирус, пергамен, позже – бумага, первыми письменными принадлежностями – тростниковое перо (реже – птичье перо или пальмовая веточка) и чернильница с чернилами, которые изготавливались из органического сырья (железистые ореховые чернила) или из сажи от сжигания маслянистых веществ.
Наиболее ранние памятники арабского письма, дошедшие до нашего времени, – административные документы и переписка арабских наместников 2-й половины 7 в. на папирусе. Самые ранние сохранившиеся отрывки из Корана, написанные на пергамене, относятся к рубежу 7–8 вв. Старейшие датированные рукописи Корана на пергамене восходят к 10 в., на бумаге – к 11 в.
В мусульманской культуре и в мусульманском искусстве арабское письмо используется как декоративно-художественное средство – для украшения архитектурных сооружений, в прикладном искусстве – для украшения сосудов, ковров, тканей, рукописных книг. Эстетическое восприятие арабского письма нашло отражение в средневековой арабской поэзии.
В средние века арабское письмо широко распространилось среди неарабоязычных народов в результате арабских завоеваний и распространения ислама, хотя оно и не соответствовало строю их языков.