Ценообразование «издержки плюс»
Ценообразова́ние «изде́ржки плюс», подход к ценообразованию, предполагающий определение цены на товар на основе расчёта издержек на единицу продукции и прибавления к ним величины нормативной (в расчёте на единицу товара) прибыли.
Как правило, ценообразование методом «издержки плюс» осуществляется в условиях достаточной рыночной власти. Чаще всего данный метод применяется к новым продуктам или тем, которые существенно отличаются от рыночных аналогов. При использовании метода «издержки плюс» необходимо удостовериться, что рассчитанная цена является рыночной, т. е. не превышает цену спроса. Цена спроса – это максимальная цена, которую потребители готовы платить за единицу товара при определённом объёме покупок, поэтому при установлении цены выше цены спроса товар не будет приобретаться.
Существуют 3 разновидности ценообразования методом «издержки плюс»: определение цены на основе полных издержек и нормативной прибыли; переменных издержек и маржинальной прибыли; стоимости промежуточного продукта и добавленной стоимости.
Ценообразование на основе полных издержек
При использовании данного метода рассчитывается нормативная (плановая средняя) величина издержек на единицу продукции, после чего к ней добавляется норматив прибыли. Структура цены выглядит следующим образом:
цена = норматив постоянных издержек + норматив переменных издержек + норматив прибыли.
При расчёте цены разделение издержек на постоянные и переменные имеет существенное значение, поскольку алгоритм расчёта удельных (нормативных) издержек в этих двух случаях отличается.
Норматив постоянных издержек = валовые постоянные издержки плановый объём продаж.
Норматив переменных издержек рассчитывается следующим образом (см. таблицу).
Расчёт норматива переменных издержек
Наименование ресурса | Единица измерения | Ресурсоёмкость (нормативная потребность в ресурсе на одну единицу) | Цена за единицу ресурса | Норматив издержек |
... | ... | ... | ... | ... |
Таким образом, норматив переменных издержек = ∑ (ресурсоёмкость цена за единицу ресурса).
Норматив прибыли – это прибыль в расчёте на единицу товара. Он определяется на усмотрение предпринимателя, поскольку представляет собой тот объём прибыли, который удержит предпринимателя в данном бизнесе. Минимально допустимая прибыль, удерживающая предпринимателя в бизнесе, должна быть не меньше упущенной выгоды от наилучшей из отвергнутых возможностей использования ресурсов.
Норматив прибыли может определяться исходя из следующих параметров:
масса прибыли (в денежном выражении за период, например месяц), тогда
норматив прибыли = желаемая масса прибыли плановый объём продаж;норма прибыли (например, ориентиром может выступать среднеотраслевое значение нормы прибыли либо норма прибыли ближайших конкурентов), тогда
норматив прибыли = норматив суммарных издержек норма прибыли.
Норма прибыли представляет собой прибыль, выраженную в процентах от величины издержек, и рассчитывается по формуле:
норма прибыли = прибыль операционные издержки.
Недостатки метода ценообразования на основе полных издержек:
1) ограничения для многопродуктовых фирм (необходимо распределение косвенных постоянных издержек по видам продукции, что всегда является субъективным);
2) чувствительность норматива постоянных издержек к изменениям объёма продаж. В силу того что норматив постоянных издержек обратно пропорционален объёму продаж, при использовании сценарного прогноза этого объёма в пессимистичном сценарии цены будут высокими, а в оптимистичном – низкими, что противоречит закону спроса. В этом случае во всех сценариях используют цену, рассчитанную исходя из базового сценария по объёму продаж.
Ценообразование на основе переменных издержек
Ценообразование на основе переменных издержек позволяет избавиться от описанных выше недостатков ценообразования на основе полных издержек. Норматив переменных издержек на единицу продукции относительно устойчив при изменении объёмов продаж, при этом переменные издержки практически всегда являются прямыми. Следовательно, не возникает проблем с распределением постоянных издержек по видам продукции.
При ценообразовании на основе переменных издержек используется термин «величина покрытия» (маржинальная прибыль на единицу продукции). Эта величина представляет собой разницу между ценой и нормативными переменными издержками.
Структура цены при использовании подхода ценообразования на основе переменных издержек:
цена = норматив переменных издержек + величина покрытия.
Величина покрытия может устанавливаться при помощи следующих параметров:
доля от переменных издержек:
цена = норматив переменных издержек (1 + доля величины покрытия);коэффициент маржинальной прибыли (доля от цены):
цена = норматив переменных издержек (1 – коэффициент маржинальной прибыли).
При определении доли величины покрытия от переменных издержек или от цены можно пользоваться историческими данными о валовой выручке и валовых переменных издержках либо прогнозными данными валовых постоянных и переменных издержек и желаемой массы прибыли. Данный метод эффективен для многопродуктовых предприятий, поскольку при различных издержках на изготовление единицы продукции и ценах отношение маржинальной прибыли к цене, как правило, достаточно стабильно.
Ценообразование на основе стоимости промежуточного продукта и добавленной стоимости
Данный метод является разновидностью предыдущего и предполагает расчёт цены на основе стоимости промежуточного продукта (прямых издержек на материалы, сырьё, товары). В таком случае структура цены определяется через добавленную стоимость: цена = стоимость промежуточного продукта + добавленная стоимость, где добавленная стоимость – это стоимостная оценка всех ресурсов, затраченных на данном участке производственной цепочки для преобразования промежуточного продукта.
Чаще всего подобный метод используется в торговых предприятиях и реализуется через понятие торговой наценки, представляющей собой разницу между продажной и закупочной ценами торгового предприятия, выраженную в процентах от закупочных цен. Таким образом, наценка является добавленной стоимостью торгового предприятия и выполняет 2 функции: покрывает коммерческие и управленческие издержки на организацию торговли и приносит прибыль.