Егоров Тихон Георгиевич
Его́ров Ти́хон Гео́ргиевич [17(29).6.1891–18.3.1959, Москва], российский педагог и психолог, исследователь в области психологии чтения и психологии обучения чтению, автор учебников и учебных пособий по психологии для педагогических училищ и военных учебных заведений. Доктор педагогических наук (1942/1943), профессор.
По окончании 3-летней Алферовской учительской семинарии Смоленской губернии, которая готовила учителей для начальной школы, с 1911 г. работал сельским учителем. В 1917 г. окончил недавно открывшийся Смоленский учительский институт, в 1922 г. – педагогический факультет Смоленского университета (ныне Смоленский государственный университет). Затем работал в педагогическом институте (агропедагогическом, педагогическом, учительском – названия менялись) в Тамбове, после защиты кандидатской диссертации «Психология ошибочности чтения на разных ступенях обучения» (1939) переехал в Ярославль. В 1939–1943 гг. преподавал психологию в Ярославском государственном педагогическом институте (ныне Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского); доцент, затем профессор кафедры педагогики и психологии. Впоследствии приезжал в Ярославль из Москвы для чтения лекций по психологии для студентов различных факультетов, вёл кружки по психологии, руководил исследовательскими работами студентов.
В 1942 г. (по другим источникам – в 1943) Егоров защитил докторскую диссертацию «Психология процесса формирования чтения в школе». С 1942 г. работал в НИИ психологии Академии педагогических наук РСФСР [ныне Психологический институт РАО (ПИ РАО)], изучал психологические аспекты овладения грамотой. Результаты получили отражение в научных трудах (Егоров. 1950; Вопросы ... 1952; Егоров. Очерки психологии ... 1953; Егоров. Психология овладения навыком чтения. 1953; Егоров. 2006)]. Рассматривал чтение как сложный процесс восприятия, узнавания и различения букв, предполагающий участие разных анализаторов; обозначил 4 ступени формирования навыка чтения: 1) ступень овладения звукобуквенными обозначениями, 2) ступень послогового чтения, 3) ступень становления синтетических приёмов чтения, 4) ступень синтетического чтения. Показал динамику развития процессов чтения от младших к старшим классам: переход с одной ступени на другую подготавливается качественными изменениями навыка чтения на предыдущей ступени.
На сделанные Егоровым выводы опираются и современные педагоги, в том числе занятые формированием навыка чтения у детей с нарушениями развития (например, Лалаева. 1983). К 100-летнему юбилею ПИ РАО вышла хрестоматия, обобщающая результаты исследований чтения и грамотности за весь период существования института, в которую вошёл и отрывок из книги Егорова 1953 г. (Егоров. 2013).
В военное время Егоров также изучал личностные характеристики командиров среднего звена и пришёл к выводу, что отработка характера происходит в непосредственной деятельности людей в борьбе с трудностями. Н. А. Рыбников в статье, посвящённой работе психологов в годы Великой Отечественной войны, к числу значительных достижений отнёс и эти исследования Егорова (Рыбников. 1944); такая оценка даётся и в современных работах (Кольцова. 2020). По данным пресс-службы МГППУ с опорой на архивные материалы ПИ РАО, в военные годы Егоров совместно с Е. В. Гурьяновым занимался анализом проблем лётного дела и формирования профессиональных навыков лётчиков (Труд и подвиг… 2022).
Кроме того, в 1945–1953 гг. Егоров был начальником кафедры общей и военной психологии во вновь созданном Военно-педагогическом институте Советской армии (просуществовал до 1953, ныне в этом здании Военный госпиталь) в посёлке Хлебниково (Московская область). Подготовил учебное пособие по психологии для военных училищ (Егоров. 1952).
В 1956 г. по состоянию здоровья Егоров ушёл из психологического института, однако успел подготовить учебник по психологии для педагогических училищ (Егоров, 1958). Похоронен на Даниловском кладбище в Москве.