Судно
Су́дно, плавучее сооружение для перевозки грузов и пассажиров, водного промысла, выполнения научных и технических работ, а также для спортивных состязаний, отдыха, туризма и других целей. В зависимости от назначения суда делятся на гражданские и военные (корабли). Гражданские суда подразделяются на транспортные, промысловые, технические, вспомогательные и специальные; отдельную группу составляют прогулочные и спортивные суда. К транспортным судам относятся несамоходные – баржи и самоходные – пассажирские, грузопассажирские, буксирные суда, толкачи, а также грузовые – наливные (танкеры) и сухогрузные суда; к техническим – землесосные и землечерпательные снаряды, грунтоотвозные шаланды, суда, обслуживающие обстановку пути, и др. Группа вспомогательных судов включает портовые буксиры, спасатели, ледоколы, плавучие доки, плавучие краны, дебаркадеры и др.
Судно – древнейшее изобретение человека. К первым судам, построенным человеком, относятся большие лодки, которые обладали способностью выполнять свои задачи в условиях ветра и волн. За тысячелетия суда прошли путь от гребных судов, вёсельно-парусных и парусных судов до современных атомоходов, судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и экранопланов, сочетающих свойства судов и гидросамолётов.
Современное судно должно обладать определёнными навигационными и эксплуатационными качествами. Основные характеристики: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость, плавность качки, водоизмещение, грузоподъёмность, грузо- и пассажировместимость, скорость хода и автономность плавания. Главными конструктивными частями судна являются: корпус судна, надстройка, энергетическая установка и другие механизмы машинного отделения, судовые движители, судовые устройства и системы, электро- и радионавигационное оборудование. Энергетическая установка обычно состоит из главного судового двигателя, вспомогательных механизмов и аппаратов различного назначения. Судовые устройства (якорное, швартовное, рулевое, буксирное, шлюпочное и др.) обеспечивают управление судном и его эксплуатацию. К судовым системам относятся противопожарные, осушительные, балластные, системы водоснабжения, отопления, вентиляции и т. п.
Навигационное оборудование включает судовую электростанцию, оборудование и приборы судовождения (эхолоты, радиолокаторы, компасы и др.), радиостанции, радиотелефоны, судовые телефонные станции, пульт управления и т. д.
Основным материалом для корпуса современного судна служит сталь. В качестве судостроительной используют сталь, обладающую хорошей свариваемостью, пластичностью, коррозионной стойкостью и ударной вязкостью. Толщина стальных листов составляет от нескольких мм у малых судов до 40 мм и более у подводных лодок. Лёгкие сплавы применяют главным образом при строительстве скоростных судов; ограниченное применение (преимущественно для подводных лодок) имеет титан.
По принципу движения суда подразделяются на плавающие (водоизмещающие), которые могут быть надводными или подводными; глиссирующие; на подводных крыльях; на воздушной подушке (скеговые и амфибийные) и экранопланы. У плавающих судов вес судна уравновешивается силой плавучести, равной весу вытесненной воды; у глиссеров – гидродинамическими силами давления воды на днище, которые вытесняют корпус из воды.
В зависимости от типа судовой энергетической установки различают пароходы, паротурбоходы, теплоходы (дизельные), газотурбоходы и атомоходы. Передача энергии от двигателя к движителю может быть прямой (через валопровод) или электрической (по схеме «двигатель – генератор – электродвигатель»). Электрические передачи имеют потери энергии до 10–15 % и повышенную стоимость, их применяют только на судах с переменными режимами работы (ледоколы, рейдовые буксиры-толкачи) или на атомоходах. По типу движителя суда подразделяются на винтовые (применяются гребные винты или комплексы «гребной винт – направляющая насадка»), колёсные с бортовыми или кормовыми колёсами, с крыльчатыми движителями, водомётные, с винтовыми колонками, с воздушными винтами, а также гребные, вёсельно-парусные, парусные и парусно-моторные. По району плавания различают суда внутреннего плавания, смешанного (река – море) плавания и морские суда.