Док
Док, стационарное или плавучее судоподъёмное сооружение, служащее для постройки, ремонта, транспортировки и спуска на воду судов. Различают судостроительные доки (сухие и наливные), доки-камеры и плавучие доки.
Судостроительный док (строительный док) – строительно-спусковое сооружение в виде искусственного бассейна. Примыкающая к акватории часть дока закрыта специальным гидротехническим затвором (воротами). Дно сухого дока расположено ниже уровня акватории верфи; наполнение его водой осуществляется самотёком, осушение – насосной установкой. В наливном доке дно делается двухступенчатым (верхняя его часть, на которой оборудованы стапельные места, находится выше уровня акватории; в нижней части уровень воды при открытом затворе соответствует уровню акватории). Наполнение верхней ступени наливного дока производится с помощью насосов, осушение – самотёком.
Сухие и наливные доки используются для постройки крупных судов. Они оснащаются кранами (грузоподъёмностью до 1500 т) и швартовно-тяговым оборудованием для заводки и вывода судов.
Док-камера представляет собой искусственный бассейн типа шлюза, который обеспечивает связь акватории верфи с территорией судоремонтного завода. От наливного дока отличается наличием двух затворов – верхнего и нижнего. Верхний затвор служит для ввода в камеру судов, построенных на горизонтальных стапелях за пределами док-камеры. Судно вводится в док-камеру на построечно-транспортных тележках по судовозным путям камеры, которые являются продолжением судовозных путей верфи. Нижний затвор, как и у наливного дока, служит для вывода судна на акваторию верфи.
Плавучий док – судно, предназначенное для подъёма из воды судов, находящихся на плаву, для последующего ремонта (или транспортировки) и спуска на воду. Состоит из корпуса и продольных башен. Корпус плавучего дока разделён на понтоны, понтоны – на отсеки. Верхние перекрытия понтонов образуют стапель-палубу, на которой устанавливают стапельные опоры.
Плавучие доки разделяются на однобашенные (L-образные) и двухбашенные (U-образные). Башни обычно имеют несколько палуб. На верхней палубе размещаются швартовные устройства, рубка управления, пути башенного крана. В башнях располагаются энергетическое оборудование, насосные отделения, мастерские, служебные, бытовые и жилые помещения. Для подъёма судна в балластные отсеки дока принимается вода и стапель-палуба погружается. После ввода судна в док балласт откачивается, док поднимается и судно садится на стапельные опоры. Окончательная ватерлиния дока принимается ниже стапель-палубы (для исключения её заливания при волнении). Грузоподъёмность плавучих доков достигает 100 тыс. т, длина – 300 м.