Ледокол
Ледоко́л, вспомогательное судно ледового плавания, предназначенное для поддержания и продления навигации в замерзающих бассейнах. Ледоколы разрушают ледяной покров рек, озёр, морей и океанов с целью обеспечения плавания других судов и оказания им необходимой помощи при движении во льдах. Наиболее развитым ледокольным флотом располагают страны, берега которых омываются северными морями, – Канада, Россия, США, Финляндия, Швеция.
Первым ледоколом был российский пароход «Пайлот» (1864) мощностью 60 л. с. (около 44 кВт). Первым в мире полярным ледоколом также стал российский ледокол «Ермак», построенный по инициативе адмирала С. О. Макарова в 1899 г. «Ермак» имел водоизмещение 8730 т, мощность силовой энергетической установки 9000 л. с. (6615 кВт), скорость хода 12 узлов (6,3 м/с), ледопроходимость (максимальная толщина сплошного льда, в котором ледокол может продвигаться с минимальной устойчивой скоростью) 1 м. На испытаниях «Ермак» достиг 81° 28′ северной широты.
Различают ледоколы речные (используются в весенне-осеннее время в акватории озёр, речных портов и судоремонтных предприятий) и морские (для поддержания в судоходном состоянии акватории замерзающих морских портов, морей и для арктической навигации). Современные отечественные морские ледоколы делятся на арктические и портовые. Ледоколы имеют мощный усиленный корпус, характерный наклонный «ледокольный» нос, оснащаются несколькими гребными винтами фиксированного или переменного шага; для усиления ледопроходимости ледоколы оборудуются балластной и дифферентной системами, позволяющими изменять осадку носом и кормой при разрушении льда. Наиболее мощные ледоколы, например атомоходы, имеют ядерную энергетическую силовую установку.
В 2022 г. в списке действующих атомных ледоколов России находится восемь судов: три ледокола проекта 22220 – «Арктика», «Сибирь» и «Урал», два ледокола с 2-реакторной ядерной установкой – «50 лет Победы» и «Ямал», еще два ледокола с однореакторной установкой – «Вайгач» и «Таймыр», а также лихтеровоз с ледокольным носом «Севморпуть».
Благодаря современным атомным арктическим ледоколам продолжительность навигации по Северному морском пути и в районах Арктики с наиболее сложной ледовой обстановкой составляет 200–210 дней в году. Различают ледоколы и ледокольные суда, предназначенные для самостоятельного плавания в ледовых морях (многоцелевые ледокольно-транспортные суда, арктические снабженцы и балкеры, танкеры-продуктовозы и лесовозы-пакетовозы ледового класса, ледокольно-транспортные атомные лихтеровозы-контейнеровозы, а также паромы-ледоколы).