Гребной винт
Гребно́й винт, движитель с продольной осью вращения, состоящий из укреплённых на ступице лопастей, образующих винтовую поверхность; наиболее распространённый тип судового движителя. По конструкции гребные винты могут быть цельными (лопасти отливают или отштамповывают вместе со ступицей) или со съёмными лопастями, иметь фиксированный или изменяемый шаг. Как правило, гребные винты – полностью погружённые движители. Их устанавливают на судах с мощностью двигателя от нескольких до сотен тысяч киловатт. Диаметр гребного винта от 0,2 м (у маломерных судов) до 10 м и более (у крупных танкеров); число лопастей от 2 до 8, чаще применяют 3- и 4-лопастные гребные винты. Принцип действия гребного винта тот же, что и воздушного винта, однако расчёт гребного винта усложняется значительно большей шириной лопастей и возникновением кавитации.
Гребные винты являются наиболее эффективными движителями (КПД до 0,8). Они просты по конструкции, надёжны в эксплуатации. Впервые прообраз гребного винта (движитель Брамаха, напоминающий гребное колесо) был испытан американским инженером Дж. Стивенсом в 1804 г. В 1836 г. английский фермер Ф. Смит установил на паровом баркасе движитель в виде однозаходного (с одной винтовой линией) червяка. В 1843 г. на британском военном корабле «Ратлер» был установлен короткий двухзаходный (с двумя винтовыми линиями) червяк диаметром 3,05 м, обеспечивающий скорость до 10 уз (18,52 км/ч). В дальнейшем, совершенствуясь, гребной винт стал лопастным движителем, но и его первоначальная форма – червяк – также применяется в качестве специального движителя.