Судно на подводных крыльях
Су́дно на подво́дных кры́льях (СПК), судно с установленными под корпусом на стойках подводными несущими поверхностями – крыльями, на которых при движении возникает подъёмная сила, полностью поднимающая корпус из воды; благодаря этому снижается сопротивление воды движению судна, повышается его скорость, улучшаются мореходные качества судна.
Различают суда на подводных крыльях с глубокопогружёнными, малопогружёнными и комбинированными крыльями. Глубокопогружённые крылья наиболее эффективны, однако они не обеспечивают устойчивости судна и требуют применения специальных систем управления, подобных применяемым на самолётах. Подъёмная сила малопогружённых крыльев зависит от заглубления и уменьшается при их приближении к поверхности воды. Такие крылья менее эффективны, но автоматически обеспечивают судну поперечную и продольную остойчивость. Комбинированные крылья, совмещающие глубокопогружённые элементы с элементами крыльев, пересекающих поверхность воды, обеспечивают постоянство подъёмной силы и заглубления на тихой воде, продольную и поперечную устойчивость, но резко реагируют на волновые возмущения.
Оптимальные скорости движения судна на подводных крыльях, в зависимости от водоизмещения, составляют 45–60 уз (80–140 км/ч). При бо́льших скоростях начинается кавитация, приводящая к разрушению крыльев и уменьшению подъёмной силы. Пассажирские суда на подводных крыльях широко применялись для речных, озёрных и прибрежных линий; с конца 20 в. вытесняются скоростными катамаранами и другими судами.