Экраноплан
Экранопла́н (франц. écran – экран, щит и planer – парить), транспортное средство, которое для полёта на малой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда использует эффект близости поверхности и поддерживается в воздухе аэродинамической подъёмной силой, генерируемой на воздушном крыле (крыльях), корпусе или их частях, которые предназначены для образования «экранного эффекта». По классификации Международной морской организации (ИМО; International Maritime Organization, IMO) и Международной организации гражданской авиации (ИКАО) экраноплан рассматривается как судно, способное летать (а не как самолёт, который может плавать).
Экраноплан проектируют с низкорасположенным крылом [прямым прямоугольным, как у экраноплана конструкции Р. Е. Алексеева (СССР), треугольным крылом обратной стреловидности, как у экраноплана А. М. Липпиша (Германия, США)] малого удлинения (при равных массе и скорости площадь крыла экраноплана в 1,5–2 раза меньше, чем у самолёта, за счёт отражённого от экрана потока) и с высоко поднятым развитым горизонтальным оперением, т. к. при приближении экраноплана к экрану центр давления смещается назад, что существенно сказывается на балансировке летательного аппарата. Для облегчения взлёта двигатели иногда располагают перед крылом, осуществляя поддув под крыло, что создаёт динамическую воздушную подушку и способствует обеспечению высоты полёта равной половине типоразмера (средняя аэродинамическая хорда крыла, хорда корпуса и др.).
Экраноплан можно эксплуатировать на самых различных маршрутах, в том числе и тех, которые недоступны для обычных судов. Наряду с более высокими гидроаэродинамическим качеством и мореходностью, чем у других скоростных судов, экранопланы практически всегда обладают амфибийными свойствами, способны передвигаться над твёрдой поверхностью и базироваться на ней. Таким образом, экраноплан объединяет в себе лучшие качества судна и самолёта. У экранопланов-амфибий большие перспективы в области спасения людей, потерпевших бедствие на море. Экранопланы, способные на длительное время отрываться от экрана и переходить в «самолётный» режим полёта, называются экранолётами.
Первые экранопланы построены в 1935 г. В. И. Левковым (СССР) и Т. Карио (Финляндия). Успешные проекты 2-й половины 20 в. Р. Е. Алексеева («Лунь», «Орлёнок», КМ) и Р. Л. Бартини (14М1П) показали успешность концепции использования экранного эффекта. В начале 1980-х гг. в Москве Л. Н. Щукин (1932–2001) изобрёл ЭКИП (название – от экология и прогресс) – безаэродромный (вместо шасси применялась воздушная подушка) летательный аппарат, построенный по схеме летающее крыло с дисковидным фюзеляжем. В начале 21 в. в РФ разрабатываются грузопассажирский самолёт-амфибия Бе-2500 (предусматривает возможность выполнения полётов гидросамолёта как в экранном, над водной поверхностью, так и в высотном режимах), экраноплан «Орион-20» водоизмещением до 10 т и пассажировместимостью 21 человек, экраноплан А-050 и др.