Плавучий кран
Плаву́чий кран (англ. floating crane, франц. grue flottante), грузоподъёмная машина, стреловой кран на самоходном или несамоходном понтоне, характеризующийся прочностью конструкции, плавучестью и остойчивостью. Оснащён подъёмными и транспортировочными механизмами, системой стабилизации, системой управления и приводными устройствами. Плавучий кран используется для подъёмных, грузоперевозочных, установочных операций, для строительства гидротехнических сооружений, для работы на судостроительных и судоремонтных заводах и др. Кроме того, существуют специализированные плавучие краны для выполнения спасательных и аварийно-восстановительных работ, для проведения подводного строительства, а также для добычи руды или нефти.
Плавучий кран способен перемещаться из одной акватории в другую. Самоходный плавучий кран оснащён двигателем и независимым управлением. Может двигаться без сопровождения вспомогательных судов между пунктами базирования, способен выдерживать волнение моря до 3 баллов и преодолевать мелкобитый лёд. Несамоходный плавучий кран не имеет двигателя, перемещается буксирами и др.
Для массовых перегрузочных работ используют краны грузоподъёмностью 25–40 т. Для строительства портов и мостов на внутренних водных путях применяют универсальные плавучие краны грузоподъёмностью 10–60 т, сборно-разборные краны грузоподъёмностью 30– 100 т, копры-краны грузоподъёмностью 25–30 т и комбинированные сухопутные краны, устанавливаемые на плавучие средства. Для строительно-монтажных, судостроительных и аварийно-спасательных работ, а также перегрузки судов-тяжеловесов используют поворотные краны грузоподъёмностью до нескольких тысяч тонн.
Конструкция плавучего крана
Плавучий кран устанавливается на специализированном судне или плавучей платформе. По конструкции верхнего строения плавучие краны разделяют на неповоротные, поворотные и комбинированные. Высота башенных кранов обычно составляет 20–90 м.
К неповоротному типу относятся мачтовые и козловые краны, а также краны с качающейся стрелой. Краны с «наклоняющимися» стрелами используются для работы с тяжеловесными грузами. Подъём стрелы осуществляется жёсткой штангой или с помощью полиспастного механизма. Стрела в транспортном положении закрепляется на опоре за счёт вспомогательной лебёдки.
Поворотные краны оснащены некачающимися стрелами, которые могут вращаться вокруг вертикальной оси, а также поворотной платформой или колонной. Грузоподъёмность такого крана может достигать нескольких тысяч тонн.
К комбинированному типу относятся плавучие козловые краны, установленные на понтоне, по мосту которых передвигается поворотный кран. Мост крана расположен вдоль продольной оси понтона. Внешний вылет консоли обычно составляет 7–10 м.
Понтоны и корпуса судов состоят из шпангоутов, палубных бимсов, киля и кильсонов, обшитых листовой сталью. Увеличение остойчивости плавучего крана достигается за счёт понижения центра тяжести, для чего, во избежание высоких надстроек, жилые помещения для команды, а также склады помещают внутри понтона. Внутри, вдоль бортов понтона, располагают цистерны для дизельного топлива и пресной воды.
Понтоны плавучих кранов средней и большой грузоподъёмности снабжают продольными и поперечными переборками. Это обеспечивает непотопляемость. В рабочем положении часть объёма понтона через кингстоны заполняется забортной водой, которая является балластом.
Механизмы плавучих кранов работают на дизель-электрическом приводе, реже – дизельном; ранее, до 1970-х гг., действовали на паровой тяге. В качестве движителей используют гребные винты или крыльчатые движители.
Области применения
Плавучие краны применяются для выполнения работ в портах, заливах, реках и озёрах, таких как укрепление береговой линии, строительство волнорезов, установка помостов и плавучих платформ, удаление мусора из воды, подъём и перемещение коралловых или искусственных рифов. Также используются для погрузки и разгрузки судов, перемещения контейнеров и других грузовых единиц, установки и разборки портовых сооружений, а также обслуживания судовых доков и пристаней. В судостроительной промышленности плавучие краны применяются для подъёма и перемещения больших секций судов, двигателей и другого оборудования, а также для погрузки и разгрузки судостроительных материалов.
На месторождениях нефти и газа плавучие краны применяются для подъёма и установки буровых сооружений, монтажа и обслуживания подводных трубопроводов, а также перемещения оборудования и материалов. Плавучие краны используются для ремонта и обслуживания морских нефтяных и газовых платформ, ветровых электростанций, маяков и других морских сооружений.
При строительстве мостов и других крупных сооружений плавучие краны используются для установки балок, опор и т. д. Используются для установки и обслуживания систем водоочистки, демонтажа и утилизации старых сооружений и др.
Плавучие краны используются при укладке и ремонте подводных кабелей и трубопроводов, они позволяют поднимать и перемещать тяжёлые секции коммуникаций на бо́льшие глубины и обеспечивают точность и надёжность их установки.
В рыболовном хозяйстве плавучие краны применяются для подъёма сетей, переноса рыболовных устройств, кормовых станций и иных инфраструктурных объектов и систем.
Плавучие краны позволяют поднимать и устанавливать конструкции и оборудование для организации различных мероприятий и фестивалей. Могут использоваться для создания временных плавучих сцен и других развлекательных площадок на водных объектах.
Используются для опускания и подъёма подводных аппаратов, оборудования и инструментов во время гидрографических изысканий, геологических исследований или во время подводных археологических работ.
Обзор крупнейших плавучих кранов
Sleipnir (Сингапур, 2019) – первый в мире плавучий кран с двухтопливными двигателями, работающими как на дизельном топливе, так и на сжиженном природном газе, с двумя мощными кранами и общей грузоподъёмностью 20 тыс. т на высоте до 129 м.
SSCV Thialf (Япония) – плавучий кран, грузоподъёмностью 14,2 тыс. т, высотой 96 м, с глубиной опускания лебёдки 307 м. Введён в эксплуатацию в 1985 г. Общая длина крана 202 м. Конструкция состоит из 2 понтонов, стоящих на 4 вертикальных колоннах, с меняющейся глубиной погружения.
Saipem 7000 – полупогружной плавучий кран грузоподъёмностью 14 тыс. т. Построен в 1987 г. Судно способно размещать на борту 800 человек. Принадлежит компании Saipem SpA (Италия), специализирующейся в области нефтегазовой промышленности.
Плавучий подъёмный кран Hyundai 10 000 (Республика Корея, 2018) оснащён 4 стрелами: 2 из них выдвигающиеся (180 м), 2 служат противовесом (70 м). Грузоподъёмность 10 тыс. т.
Svanen – самоходный одноподъёмный плавучий кран (Нидерланды, 1991). Изначально строился на на верфи в Испании, завершающие работы производились в Нидерландах. До модернизации грузоподъёмность крана составляла 6,5 тыс. т, после увеличилась до 8,7 тыс. т. Высота подъёма 76 м, длина 102,75 м.
DLV4000 (Китай) – подъёмно-транспортный плавучий кран. Способен функционировать 2 месяца в открытом море без пополнения запасов. Грузоподъёмность 4,4 тыс. т, длина 174 м, скорость хода 12 узлов.
«Волгарь» (Россия) – морской несамоходный плавучий кран понтонного типа, с неповоротным грузоподъёмным устройством. Выполняет грузовые операции при силе волнения моря до h3% = 1,25 м и силе ветра до 5 баллов. Введён в эксплуатацию в 2008 г. Грузоподъёмность 1,6 тыс. т.
«Григорий Просянкин» (Россия, заложен в 2018) – несамоходный полноповоротный плавучий кран грузоподъёмностью 700 т. Плавсредство носит имя Г. Л. Просянкина – знаменитого кораблестроителя, создателя атомного флота СССР. Предназначено для выполнения всех видов судостроительных и грузоподъёмных работ, а также транспортировки грузов на верхней палубе. Плавсредство оборудовано ледовыми усилениями корпуса для работ в районе Крайнего Севера.