Балласт
Балла́ст (англ. ballast), 1) груз, размещаемый на транспортных средствах (судно, локомотив и др.), а также на некоторых летательных и глубоководных аппаратах для создания или улучшения определённых условий их эксплуатации. На судне балласт служит для обеспечения его мореходных качеств и размещается обычно в трюме, специальных отсеках, цистернах. В качестве балласта используют забортную воду, чугунные болванки, песок, камни и др. Водяной балласт принимают при плавании без груза для увеличения осадки и полного погружения винта с целью обеспечения остойчивости судна на курсе, а при плавании с грузом – для повышения устойчивости. На ледоколах с помощью изменения положения балласта создают крен и дифферент, необходимые при движении в тяжёлых льдах. На подводных лодках для погружения принимают водяной балласт, а для всплытия вытесняют его из балластных цистерн. На глубоководных аппаратах в качестве балласта, сбрасываемого при всплытии, как правило, используют чугунную дробь. Литые металлические блоки, чугунные болванки и камни применяют как постоянный балласт на парусных судах для повышения их остойчивости. Балласт может быть значительным (например, на некоторых сухогрузных речных судах масса принимаемого балласта превышает 1/5 общей грузоподъёмности судна).
На локомотивах балласт (чугунные отливки) служит для обеспечения силы тяги. Балласт увеличивает общую массу и создаёт достаточную силу сцепления между колёсами и рельсами (например, на электровозах и маневровых тепловозах, если их основные агрегаты и конструкция оказываются недостаточно тяжёлыми).
На аэростатах балласт (мешки с песком) используют во время полёта, для быстрого набора высоты (при сбросе балласта увеличивается подъёмная сила) либо предотвращения или замедления самопроизвольного снижения аэростата.
2) Сыпучие материалы (щебень, гравий, песок и др.), укладываемые в виде призмы на земляное полотно железнодорожного пути. Балласт служит для передачи и равномерного распределения нагрузки от подвижного состава на земляное полотно. Балласт смягчает удары движущихся колёс о рельсы, обеспечивает устойчивость рельсовой колеи и быстрый отвод поверхностных вод.