Сухогрузное судно
Сухогру́зное су́дно, морское или речное судно для перевозки различных сухих грузов. К сухогрузным судам (составляют около 80 % от общего количества грузовых судов) относятся:
универсальные сухогрузные суда, предназначенные для перевозки генеральных грузов (в упаковках или штучных);
специализированные суда – контейнеровозы, лесо- и щеповозы, суда с горизонтальной погрузкой-выгрузкой (ролкеры), лихтеровозы, барже-буксирные составы и т. д.
В зависимости от назначения сухогрузные суда имеют существенные конструктивные отличия. Например, основная часть (более 90 %) универсальных морских судов оснащена собственными грузовыми устройствами – стрелами, поворотными кранами и т. п. Контейнеровозы имеют широкое (до 85 %) раскрытие палуб. Лесовозы для обеспечения остойчивости принимают водяной балласт до 10 % от грузоподъёмности.
Водоизмещение морских сухогрузных судов изменяется от нескольких тысяч до 10 тыс. т, скорость – от 13 (лесовозы) до 33 узлов, или 61 км/ч (океанские контейнеровозы). Для сухогрузных судов внутреннего и река – море плавания водоизмещение составляет от десятков тонн до 5–7 тыс. т, скорость – от 12 до 22 км/ч. Некоторые из речных судов (в том числе малой грузоподъёмности) оснащаются поворотными кранами или имеют автопогрузчики.