Гребные суда
Гребны́е суда́, суда, приводимые в движение с помощью вёсел. Речные и морские гребные суда известны с глубокой древности. Уже в Древнем Египте строили многовёсельные гребные суда – вначале из папируса с гребковыми вёслами, позднее – деревянные, с десятками вёсел на уключинах. Сохранилось описание построенного при египетском правителе Птолемее IV Филопаторе плоскодонного гребного судна длиной более 100 м, на котором помещалось около 3000 воинов; его приводили в движение 4000 гребцов, располагавшихся в 40 рядов. В Финикии, затем в Древней Греции, Карфагене и Риме строили крупные гребные корабли (триеры, либурны и др.), на основе которых в 7 в. венецианцы создали галеры. В дальнейшем крупные гребные суда были вытеснены более совершенными парусными судами.
Гребные суда подразделяют на судовые и спортивные лодки, а также лодки различного назначения. К судовым лодкам (шлюпкам) относят баркасы и полубаркасы (14–22-вёсельные крупные шлюпки), ялы (широкие короткие шлюпки, имеющие от 2 до 8 вёсел) и тузики (тузы, имеющие 2 посадочных места). Различают также спасательные и быстроходные (вельбот и гичка) шлюпки. К спортивным лодкам относят академические суда, байдарки и каноэ, а также лодки для народной гребли (шлюпка-одиночка, шлюпка-двойка, ял, тузик и вельбот). Кроме того, строят менее мореходные (обычно плоскодонные) гребные суда различного назначения. Среди них одновёсельная венецианская лодка – гондола и разнообразные лодки без названия – цельные, надувные или разборные.