Парусно-моторное судно
Па́русно-мото́рное су́дно, судно с двумя разными движителями: может эксплуатироваться как парусное (либо с убранными парусами или под парусами) с работающим механическим движителем. Строительство парусно-моторного судна началось в 1840-х гг. В качестве механических движителей вначале использовались гребные колёса, позднее гребные винты. Для ВМФ строились парусно-колёсные и парусно-винтовые фрегаты, корветы и др. Например, парусно-винтовой фрегат «Олег» (спущен на воду 4.7.1860) водоизмещением 4408 т, помимо парусного вооружения, имел 6 паровых котлов, двухцилиндровую паровую машину мощностью 900 л. с. (661,95 кВт), двухлопастный грибной винт диаметром 5,8 м, который при движении под парусами поднимался под ватерлинией в специальный вырез в корпусе. Главное преимущество парусно-моторного судна – возможность осуществления переходов на большие расстояния и практически неограниченная автономность плавания. Эксплуатация крупных парусно-моторных судов и кораблей прекратилась в конце 19 в., однако небольшие парусно-моторные судна строятся доныне. После середины 1940-х гг. для СССР строились серийно парусно-моторные шхуны и баркентины, водоизмещением около 500 т, в основном для учебных целей, однако их использовали также для перевозки пассажиров, каботажных перевозок и рыбного промысла. Скорость этих судов достигала 9 уз (около 16,6 км/ч), при движении под парусом – до 5 уз (около 9,2 км/ч). Парусно-моторные судна широко применяются для отдыха и туризма.