Теплоход
Теплохо́д, судно, у которого главным источником энергии является двигатель внутреннего сгорания (обычно дизель); вращение вала главного двигателя передаётся на движитель непосредственно или через редуктор. Теплоходы берут своё начало с самоходных судов «Вандал» (1903) и «Сармат» (1904), построенных в России на Сормовском заводе (Нижний Новгород), на которых были установлены нереверсивные главные двигатели. По современной классификации судов «Вандал» относится к дизелям-электроходам, т. к. его дизели работали на электрогенераторы, приводившие в движение гребные валы. На «Сармате» вращение гребных валов на переднем ходу осуществлялось непосредственно дизелями, а на заднем ходу, как и на «Вандале», – с помощью соосных электродвигателей. Название «теплоход» стали применять с 1908 г. после постройки колёсного речного буксира «Мысль» (первоначальное название «Коломенский дизель»), на котором также был установлен нереверсивный дизель, но регулирование частоты вращения гребного вала осуществлялось с помощью специальной воздушной муфты.
Совершенствование двигателей внутреннего сгорания – повышение их кпд и надёжности, увеличение агрегатной мощности и др. – способствовало их широкому применению на судах морского и речного флота и практически полному вытеснению пароходов. Теплоход – наиболее распространённый тип самоходного судна (более 90 % всех пассажирских и грузовых судов и надводных кораблей). В составе вспомогательного оборудования машинного отделения теплохода – воздушные компрессоры и баллоны со сжатым воздухом для пуска двигателей, система охлаждения поршней и цилиндров забортной и пресной водой, оборудование для очистки и подачи в двигатель топлива и смазочного масла. Теплота выхлопных газов от двигателей используется для выработки пара, который, в свою очередь, служит для отопления, выработки электроэнергии и других судовых нужд.