Водомётный движитель
Водомётный дви́житель (водомёт), движитель, состоящий из водопроточной трубы, внутри которой расположено рабочее колесо, засасывающее воду в передней части трубы через водозаборник и выбрасывающее её через сопло. Предложен С. А. Бурачеком (Россия). В качестве рабочих колёс водомётного движителя используют осевые (реже – центробежные) насосы или гребные винты (для тихоходных судов). Сила тяги водомётного движителя создаётся вследствие отбрасывания струи с высокой скоростью в сторону, противоположную движению судна.
Конструктивное исполнение водомётного движителя разнообразно и зависит от типа судна и скорости его движения. Различают водомёты с подводным, полуподводным и атмосферным выбросом струи. Для уменьшения закручивания струи соосно с рабочим колесом устанавливают спрямляющий аппарат (неподвижную ступицу с радиально установленными лопастями). Водомётный движитель применяют на речных судах с небольшими скоростями движения и малой осадкой, плавающих в условиях мелководного и засорённого фарватера, а также на скоростных судах (глиссирующих, на подводных крыльях, на воздушной подушке скегового типа).
На водоизмещающих речных судах КПД водомётного движителя невысок и составляет 0,35–0,43. Установка водомётов на таких судах является вынужденной мерой, т. к. на малых глубинах применить более эффективные движители (гребные винты, гребные колёса, крыльчатые движители) невозможно по конструктивным соображениям. На скоростных судах водомётный движитель имеет КПД больший, чем у гребного винта, работу которого на больших скоростях ухудшает кавитация.