Судовой движитель
Судово́й дви́житель, устройство для преобразования работы энергетической установки судна или внешнего источника энергии в полезную тягу, обеспечивающую его поступательное движение. Тяга судового движителя, использующего энергию внешнего источника – ветра (ветродвижитель), создаётся за счёт аэродинамических сил, возникающих на его элементах (например, парусах). Тяга судового движителя, реализующего мощность судовой энергетической установки, создаётся за счёт реактивных сил, обусловленных отбрасыванием рабочей среды в сторону, противоположную направлению движения судна. По характеру рабочей среды судовые движители подразделяются на гидравлические (вода) и воздушные (воздух).
Среди гидравлических судовых движителей различают лопастные, которые создают упор благодаря лопастям, укреплённым на несущей конструкции (лопасть весла, гребной винт, гребное колесо, крыльчатый движитель), нелопастные, в которых реакция массы воды (водовоздушной смеси) воспринимается неподвижными деталями (например, газоводомётный движитель, в котором полезная тяга развивается за счёт разгона воды энергией сжатого воздуха, подаваемого в его проточную часть), и водомётные судовые движители (с выбросом водяной струи в воду, в атмосферу и с полуподводным выбросом), которые создают упор за счёт отбрасывания воды, забранной специальным насосом (применяются на речных судах, судах на подводных крыльях; использование современных паровых и газовых турбин позволяет успешно применять водомётные движители на крупных морских судах). Воздушные судовые движители используют главным образом на быстроходных судах (глиссерах, судах на воздушной подушке, экранопланах). Мерой эффективности судового движителя служит пропульсивный коэффициент (от лат. propulsus – толкаемый вперёд, подгоняемый) – отношение буксировочной мощности, затрачиваемой на движение судна с данной скоростью хода, к мощности механизмов, предназначенных для той же цели; колеблется в пределах 0,45–0,55.