Кампанелла Томмазо
Кампане́лла Томма́зо (Tommaso Campanella) (5.9.1568, Стило, Калабрия – 21.5.1639, Париж), итальянский философ, богослов, социально-политический мыслитель, поэт. Родился в семье сапожника, до пострижения в монахи доминиканского ордена (1583) носил имя Джованни Доменико (Giovanni Domenico). Не удовлетворённый схоластической учёностью, культивируемой его орденом, Кампанелла познакомился с натурфилософией Б. Телезио; его учение он защищал в трактате «Философия, доказанная ощущениями» («Philosophia sensibus demonstrata», опубликована в 1591). Впервые арестован инквизицией по обвинению в ереси в 1594 г., выдержал четыре процесса, сопровождавшихся пытками; освобождён в 1598 г. В том же году Кампанелла принял активное участие в антииспанском заговоре, раскрытом из-за доноса в августе 1599 г. Кампанеллу жестоко пытали, смертной казни он сумел избежать, умело симулируя безумие. Приговорённый к пожизненному заключению, 27 лет томился в казематах Неаполя. В заточении написал многочисленные сочинения по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике: «Монархия Мессии» («Monarchia Messiae», создана в 1606, опубликована в 1633), «Метафизика» («Metaphysica», 1609–1623), «Побеждённый атеизм» («Atheismus triumphatus», создана в 1607, опубликована в 1631), «Апология Галилея» («Apologia di Galileo», 1616), «Город Солнца», «Теология» («Theologia», 1613–1624) и др. В 1626 г. Кампанелла добился перевода в Рим. Заинтересовав своими занятиями магией папу Римского Урбана VIII, Кампанелла смог получить свободу (1629). Раскрытие в Неаполе нового антииспанского заговора побудило Кампанеллу бежать в 1634 г. во Францию. Там он нашёл дружеский приём учёных и политиков, пользовался покровительством А. Ж. дю Плесси де Ришельё, получил от Сорбонны разрешение на публикацию своих трудов. Умер в нищете.
Современник основателей философии и науки Нового времени – И. Кеплера и Г. Галилея, Ф. Бэкона и Р. Декарта, – сам Кампанелла в большей степени принадлежал культуре уходящего Возрождения. Человек необычайной одарённости и разносторонних интересов, он в своих сочинениях стремился к универсальному научному синтезу, обнимающему основополагающие идеи философии, а также естественных и гуманитарных дисциплин вплоть до программы вселенского общественного и политического переустройства. Кампанелла доказывал единство и неуничтожимость материи, лежащей в основе всех вещей: предшествуя формам, она даёт им материальное существование, воспринимая от них формальное бытие. Сама по себе она пассивна и представляет собой «неустроенное» тело. Её организация, считает Кампанелла вслед за Б. Телезио, зависит от бестелесных активных начал тепла и холода. Тепло – источник всякого движения в природе, причина «возникновения, изменения и гибели вещей». Всем им свойственно стремление к самосохранению, а для этого они должны обладать способностью к ощущению (трактат «Del senso delle cose e della magia», 1604). Вселенная представала у Кампанеллы одушевлённым существом, своего рода «чувствующим животным». Органическую жизнь Кампанелла объяснял наличием «естественной души», или тёплого, тонкого и подвижного духа, возникающего под воздействием света и тепла, исходящих от Солнца, и равно присущего человеку, животным и растениям. Кампанелла выдвинул учение о «прималитетах» (primalitates), трёх главных атрибутах бытия – мощи, мудрости и любви: всякому сущему свойственны возможность бытия, осознание своего бытия и всего, что этому бытию враждебно или дружественно, а также любовь к своему бытию.
Началом познания Кампанелла считал ощущение, на основе которого строится рассуждение, создающее общие понятия путём индукции. Однако внешнее чувство, согласно философу, не обладает абсолютной достоверностью. Лишь внутренний опыт даёт человеку прочную опору познания, т. к. в собственной душе, через осознание того, что он существует и обладает знанием об этом существовании, человек приходит к основным определениям и модусам бытия. Кампанелла полагал, что при всей внешней, феноменальной раздельности вещи по своей внутренней сути, на метафизическом уровне, причастны к божественному единству, а поэтому имеют некую тайную связь, «симпатическое общение» друг с другом, искать и использовать которое призвана «естественная магия». Дополнением ей служит «магия искусственная», представляющая собой открытия и изобретения человеческого гения. Цель и того, и другого магических искусств состоит в том, чтобы поставить на службу человеку природу, найти пути и средства преобразования мира и переустройства общества.
В своей антропологии Кампанелла разрабатывал темы и мотивы, свойственные ранним гуманистам, прежде всего Ф. Петрарке и Дж. Манетти, вслед за ними доказывая превосходство человека над животными и как будто бы совсем игнорируя онтологическую разработку идеи достоинства и величия человека в ренессансном неоплатонизме. Впрочем, связь с ним обнаруживается тогда, когда Кампанелла, следуя герметическому идеалу, прославляет мудреца, ведающего искусство магии, в котором наилучшим образом выражается божественная мощь человека-творца.
Кампанелла был последовательным сторонником вселенского единства человечества. В трактате «Испанская монархия» («Monarchia di Spagna», 1600) он настаивал на том, что короли Испании предназначены Провидением возглавить вселенскую монархию; в сочинении «Монархия Мессии» Кампанелла мечтал об универсальном теократическом государстве, верховным правителем которого должен быть папа Римский, а прочие государи – исполнителями его воли. Образец совершенных общественных отношений и государственного строя Кампанелла представил в получившем широкую известность диалоге «Город Солнца» («La città del Sole»), написанном первоначально, по-видимому, на итальянском языке, вероятно, в 1602 г. и опубликованном во Франкфурте (ныне Франкфурт-на-Майне) в 1623 г. в латинском переводе (его принадлежность Кампанелле остаётся предметом дискуссий). Обитатели изображённого в этом произведении, традиционно относимом к социальной утопии, города-государства (солярии) ведут «философский образ жизни общиной», для них характерна общность имущества, включая жён. Управляет государством верховный первосвященник – Метафизик, избираемый из мудрейших и учёнейших граждан, ему помогают представители «прималитетов» – триумвират Могущества, Мудрости и Любви. Важнейшую роль в жизни государства играет наука, предписаниям которой соответствуют все установления и распорядки соляриев. Все жители «города Солнца» участвуют в трудовой деятельности; продолжительность рабочего дня ограничивается 4 часами и может быть сокращена ещё больше, с тем чтобы освободить время для «приятных занятий науками» и «развития умственных и телесных способностей». От физического труда избавлена особая группа учёных-жрецов, занимающихся организацией производства, а также осуществляющих духовное и политическое руководство обществом. Описанное Кампанеллой государство было призвано воспитывать в своих гражданах принципы общежития и избавить их от гнетущей души материальной зависимости, поскольку «не они служат вещам, а вещи им».
Кампанелла является автором ряда собственно литературных сочинений: двух версий выдержанного в русле неоаристотелизма 16 в. трактата «Поэтика» (на итальянском – 1596 и на латинском – 1612); стихотворений разных лет (впервые опубликованы в 1622); комментариев к стихам Урбана VIII (между 1627 и 1631, опубликованы полностью в 1983); нескольких утраченных сочинений, в том числе трагедии «Мария Шотландская» (1598). Главный эстетический ориентир для Кампанеллы-поэта – Данте; большинство его стихотворений полемически заострены против петраркизма, содержат напряжённый, развёрнутый и подчас мучительный диалог поэта с Богом, отражают динамику развития философской доктрины автора. Наиболее известны т. н. коммунистический сонет, связанный с идеями раннего христианства; «Сонет, написанный на Кавказе», в котором Кампанелла уподобляет себя Прометею, а также одно из самых ортодоксальных сочинений автора – «Канцона к Берилло».