Соединённые Штаты Америки. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Соединённых Шта́тов Аме́рики. Музыкальная культура Соединённых штатов Америки (США) складывалась в процессе взаимодействия традиций европейцев-колонизаторов, африканских негров-невольников, латиноамериканского населения соседних государств Центральной Америки и коренных жителей – индейцев. Эти разнообразные пласты в своём сочетании и взаимовлиянии составили основу американского профессионального музыкального искусства, в том числе неакадемического.
Родоначальником американской светской музыки считается литератор и композитор-любитель Фрэнсис Хопкинсон (1737–1791), автор первого в США сочинения для музыкального театра – «Храм Минервы» (1781), а также песни «My days have been so wondrous free» (1759). В формировании национального своеобразия американской музыки важную роль сыграли т. н. менестрели (англ. minstrels) – странствующие музыкально-драматические труппы, возникшие около 1830-х гг. в южных районах США и позднее распространившиеся по всей стране; для них характерно сочетание стилистики английских баллад, городских песен, фольклора афроамериканцев. С театром менестрелей связано творчество популярных композиторов-песенников Стивена Коллинза Фостера (1826–1864) и Дэна Эмметта (1815–1904).
Один из первых профессиональных композиторов, сочинявших в разных жанрах, – Л. М. Готшалк; особенно значимы его фортепианные пьесы, которые дали импульс развитию регтайма. Церковная музыка Лоуэлла Мейсона (1792–1872), автора свыше 1500 многоголосных гимнов (в это число входят обработки чужих мелодий), поныне распространена у американских протестантов. Мейсон также вошёл в историю США как крупный просветитель, который ввёл преподавание музыки в американскую светскую школу; совместно с географом, деятелем образования Уильямом Ченнингом Вудбриджем (1794–1845) он основал первое в США музыкальное учебное заведение высшей ступени – Бостонскую академию музыки (1833; по другим данным, 1832).
Характерное явление музыкальной жизни США середины 19 в. – духовые оркестры (бэнды) и хоры, исполнявшие главным образом патриотические песни. В середине 19 в. начали появляться симфонические оркестры и музыкальные общества. В 1883 г. в Нью-Йорке открыт театр «Метрополитен-опера», в котором поначалу ставились оперы только европейских композиторов силами гастролировавших европейских музыкантов.
Среди композиторов США рубежа 19–20 вв. – Джон Ноулз Пейн (1839–1906), Г. Паркер, Джордж Чедвик (1854–1931), Артур Фут (1853–1937), Эми Бич (1867–1966), представлявшие т. н. вторую школу Новой Англии (также «Бостонские классицисты», «Бостонская шестёрка»). К этой школе близок композитор Э. Мак-Доуэлл, одним из первых в США использовавший индейский музыкальный фольклор (оркестровая сюита № 2 «Индейская», 1895; фортепианная сюита «Лесные эскизы» op. 51, 1896). Один из крупнейших американских композиторов – Ч. Айвз, уже в начале 20 в. прибегавший к различным экспериментам в области музыкального языка и формы; ныне он признан первым американским композитором-авангардистом.
В 1910–1920-е гг. сложилась характерная для музыкальной жизни США система меценатства, при которой частные лица субсидировали учреждения культуры (консерватории, концертные организации, конкурсы, научные институты, музеи и др.). Введённые меценатами премии (Пулитцеровская, с 1917; Гуггенхайма, с 1925) и другие формы поощрения давали возможность американским музыкантам учиться в Европе. Получив образование за рубежом (главным образом в Германии), они привнесли в музыкальную культуру США академические традиции. Элементы французского музыкального импрессионизма отмечаются в музыке Чарлза Мартина Лёфлера (1861–1935). В сочинениях 1920–1940-х гг. Дж. Антейла, А. Копленда, У. Пистона, Эли Сигмейстера (1909–1991) и Р. Харриса (учились в Париже), Г. Кауэлла, Карла Рагглса (1876–1971), Р. Сешнса и других композиторов заметны поиски национальной идентичности. Огромный вклад в музыкальную культуру США внесли поселившиеся здесь во время и после Первой мировой войны выдающиеся музыканты из Западной Европы и России. Л. С. Ауэр, В. С. Горовиц, С. А. Кусевицкий, И. А. Левин и Р. Я. Левина, Г. Пятигорский, С. В. Рахманинов, Я. Хейфец, Е. Цимбалист, М. Эльман и другие стали создателями исполнительских и педагогических школ мирового значения. На творчество американских композиторов мощное влияние оказали эмигрировавшие перед Второй мировой войной из Европы Б. Барток, И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит, А. Шёнберг и др.
На рубеже 19–20 вв. в Новом Орлеане зародились ранние формы джаза, получившего широкое распространение после 1-й мировой войны. Среди первых мастеров джаза – Л. Армстронг, Дюк Эллингтон, Каунт Бейси, Б. Гудмен, Э. Фицджералд, Билли Холидей. Опираясь на джаз и афроамериканский фольклор, Дж. Гершвин создал «Рапсодию в стиле блюз» (1924) и оперу «Порги и Бесс» (в 1935 поставлена в бостонском Колониальном театре и на Бродвее). В 1920-х – начале 1930-х гг. в театрах Бродвея сформировался жанр мюзикла, среди лучших образцов – «Леди, будьте добры» (1924) и «О тебе я пою» (1931) Гершвина, «Оклахома!» Р. Роджерса (1943), «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу (1956), «Вестсайдская история» Л. Бернстайна (1957). С 1947 г. за лучший бродвейский мюзикл ежегодно вручается премия «Тони». Во 2-й половине 20 в. всеамериканскую популярность (особенно у белого населения США) получила музыка кантри. В то же время развились рок-н-ролл, соул, ритм-энд-блюз, джаз-рок, фьюжн, мягкий джаз (smooth jazz) и многие другие стили американской популярной музыки.
Видные американские композиторы 2-й половины 20 в.: Дж. К. Адамс, С. Барбер, М. Бэббитт, Л. Бернстайн, Ф. Гласс, Э. Картер, Дж. Кейдж, Дж. Крам, Дж. К. Менотти, Г. Парч, В. Персикетти, С. Райх, М. Фелдман, Лукас Фосс (1922–2009), Алан Хованесс (1911–2000), У. Шумен. Среди крупнейших академических исполнителей: дирижёры – Дж. Левайн, Л. Маазель, Д. Митропулос, Ю. Орманди, Л. Стоковский, М. Тилсон-Томас, хоровой дирижёр Роберт Шоу (1916–1999); пианисты – Б. Джайнис, М. Дихтер, Ю. Истомин, В. Клиберн, Р. Сёркин, Розалин Тюрек (1914–2003); скрипачи – Дж. Белл, И. Менухин, Н. Мильштейн, И. Перлман, И. Стерн; виолончелисты – Йо-Йо Ма, Л. Роуз, Л. Харрелл; певцы – М. Андерсон, Г. Бамбри, М. Ланца, Дж. Норман, Л. Прайс, Р. Такер, Джорджио Тоцци (1923–2011), Т. Троянос, Р. Флеминг, М. Хорн, Т. Хэмпсон. Джазовые музыканты: Г. Бёртон, Д. Брубек, М. Дейвис, К. Джарретт, Дж. Колтрейн, О. Коулман, П. Метени, Чик Кориа, Ч. Паркер, У. Шортер, Х. Хэнкок, Б. Эванс.
В 1952 г. создан первый в США профессиональный ансамбль старинной музыки Pro musica, аутентичное исполнительство приобрело в стране размах с 1970-х гг. Среди других коллективов: Общество Генделя и Гайдна (основано в Бостоне в 1815; впервые в США исполнило многие кантатно-ораториальные произведения европейских композиторов барокко и венской классической школы; в русле аутентичного исполнительства работает с середины 20 в.), Бостонская камерата (основана в 1954 при Музее изящных искусств в Бостоне), Портлендский барочный оркестр (основан в 1984 Т. Копманом), барочный оркестр The Jubilate Orchestra (основан в Сан-Франциско в 1989 как Magnificat Baroque Orchestra).
Среди крупнейших американских музыковедов 20 в.: В. Апель, К. Закс, Эдвард Ловински (1908–1985), Б. Нетл, К. Палиска, Н. Пирротта, Н. Слонимский, Р. Тарускин, А. Форт (большей частью эмигранты из Европы).
Высокий уровень в США имеет специальное музыкальное образование. Многие музыкальные школы и консерватории финансируются частными фондами, в том числе Джульярдская школа (Нью-Йорк, 1905), Музыкальный институт Кёртис (Филадельфия, 1924), Истменская школа музыки (Рочестер, 1921). Специфическая форма американского музыкального образования – музыкальные колледжи как высшие учебные заведения; они существуют при многих университетах (как правило, имеют оркестры, ансамбли, хоры, гли-клубы и т. п.), а также самостоятельно, среди последних – Музыкальный колледж Беркли в Бостоне (1945), специализирующийся на образовании джазовых музыкантов.
Крупнейшая концертная площадка США – Линкольн-центр (Нью-Йорк), где исполняется академическая, джазовая и популярная музыка. Оперные компании: «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк, 1883), «Нью-Йорк Сити Опера» (основана в 1943, деятельность приостановлена в 2013, возобновлена в 2016), «Лирическая опера Чикаго» (1954), «Лос-Анджелесская опера» (1986). Крупнейшие оркестры («Большая пятёрка»): Нью-Йоркский филармонический (1842), Бостонский симфонический (1881), Чикагский симфонический (1891), Филадельфийский (1900), Кливлендский (1918).
Крупнейшее музыкальное издательство США – A-R Editions (1962), владеет правами на издания американского отделения международной Ассоциации музыкальных библиотек, научных публикаций Американского института музыкознания, нотных серий «Collegium Musicum» Йельского университета (с 1955) и «Музыка США» (с 1988), других обществ и институтов. В Нью-Йорке находится штаб-квартира организации Répertoire International de Littérature Musicale (Международный каталог музыкальной литературы, RILM). В рамках фундаментального сетевого проекта Oxford Music Online (с 2008) предоставляется доступ к 8 крупнейшим англоязычным музыкальным справочникам, в том числе к «Новому словарю музыки и музыкантов Гроува» (издан в 2001, в онлайн-версии обновлён) и «Словарю американской музыки» (2013).
Премией «Грэмми» (с 1959) ежегодно награждаются академические, джазовые и популярные музыканты, успехи которых составили значительный вклад в индустрию звукозаписи.
Крупнейшие международные музыкальные фестивали: Ньюпортские – джазовый (с 1954, крупнейший в США), народной (с 1959) и классической (с 1969) музыки; Mostly Mozart (Нью-Йорк, с 1966), Бостонский старинной музыки (проводится с 1981 раз в 2 года).
Международные музыкальные конкурсы: пианистов в Кливленде (с 1975), пианистов имени В. Клиберна в Форт-Уэрте (с 1962), скрипачей в Индианаполисе (с 1982), альтистов имени У. Примроза (с 1979; проводится в разных городах), гитаристов в Буффало (с 2004), арфистов в Блумингтоне (с 1989).