Хэмпсон Томас
Хэ́мпсон То́мас (Thomas Hampson) (род. 28.6.1955, Элкхарт, штат Индиана), американский певец (баритон).
Учился пению в Колледже Форт-Райта (Топпениш, штат Вашингтон) в классе М. Койл, затем у французского баритона Марсьяля Сингера (1904–1990) на летних курсах Музыкальной академии Запада (Монтесито, штат Калифорния). В начале 1980-х гг. совершенствовался у немецкого баритона Хорста Гюнтера (1913–2013) и Э. Шварцкопф.
Дебютировал на оперной сцене в 1978 г. в постановке оперы «Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка (Спокан, штат Вашингтон). 1-я премия конкурса молодых исполнителей, организованного театром «Метрополитен-опера» (Metropolitan Opera National Council Auditions, 1981).
В 1981–1984 гг. солист Немецкой оперы на Рейне (Дюссельдорф). С 1984 г. пел в Цюрихской опере, принимал участие в цикле постановок опер В. А. Моцарта на либретто Л. да Понте (режиссёр Ж.-П. Поннель, дирижёр Н. Арнонкур), в том числе исполнил заглавную партию в опере «Дон-Жуан» (1987).
Выступал в Венской государственной опере, «Метрополитен-опере», театре «Ковент-Гарден» и на других крупнейших оперных сценах. Участник международных музыкальных фестивалей: Зальцбургского (с 1988), Mostly Mozart в Нью-Йорке (с 1994), BBC Proms (с 1997), Фестиваля Малера в «Консертгебау» и др. Неоднократно гастролировал в России (впервые – в рамках фестиваля «Звёзды белых ночей», Санкт-Петербург, 2007).
В репертуаре Хэмпсона более 80 оперных партий, среди которых: заглавные партии в операх «Возвращение Улисса на родину» К. Монтеверди, «Вильгельм Телль» Дж. Россини, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, а также партии Гульельмо («Так поступают все женщины» В. А. Моцарта), Фигаро («Севильский цирюльник» Россини), Жермона и Яго («Травиата» и «Отелло» Дж. Верди), Амфортаса («Парсифаль» Р. Вагнера).
Среди кантатно-ораториальных сочинений, в исполнении которых принимал участие Хэмпсон: «Страсти по Иоанну» И. С. Баха, оратория «Илия» Ф. Мендельсона, «Немецкий реквием» И. Брамса.
Активно выступает как камерный певец. Один из признанных исполнителей немецкой Lied. В течение многих лет изучал, исполнял и записывал песни Г. Малера, награждён медалью Малеровского общества. Особое место в репертуаре занимает американская песня (Ч. Айвз, Э. Мак-Доуэлл, А. Копленд и др.). Участник просветительской программы Библиотеки конгресса США, направленной на изучение и популяризацию песен композиторов США.
Регулярно принимает участие в премьерных исполнениях музыки современных композиторов. Среди них: «6 песен на стихи Ницше» В. Рима (2002), опера «Великан из Штейнфельда» Ф. Церхи (2002), опера «Южный полюс» М. Срнки (2016).
Сотрудничал с известными дирижёрами: Н. Арнонкуром, Л. Бернстайном, Д. Баренбоймом, З. Метой, Сэйдзи Одзавой, В. М. Юровским и др.
Обширная дискография Хэмпсона включает более 170 записей. Среди них – оперы («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Гамлет» А. Тома и др.), кантатно-ораториальные сочинения (оратория «Павел» Ф. Мендельсона, «Военный реквием» Б. Бриттена, арии и дуэты из кантат И. С. Баха и др.), песни Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ш. Гуно, Р. Штрауса. Ряд записей отмечен престижными наградами: премиями «Эдисон» («Волшебный рог мальчика» Г. Малера, 1990; опера «Фальстаф» Дж. Верди, 2003), «Золотой камертон» (опера «Король Рогер» К. Шимановского, 2000), «Грэмми» (опера «Тангейзер» Р. Вагнера, 2002) и др.
Кавалер французского Ордена искусств и литературы (2002).