Кауэлл Генри
Ка́уэлл Ге́нри, Генри Диксон Кауэлл (Коуэлл; Henry Dixon Cowell) (11.3.1897, Менло-Парк, штат Калифорния – 10.12.1965, Шейди, штат Нью-Йорк), американский композитор, пианист, музыковед, общественный деятель, педагог.
Учился в Университете Беркли в Калифорнии (1914–1916) у Ч. Сигера (композиция), Э. Г. Стриклина (гармония) и У. Сэбина (контрапункт), затем в Институте музыкального искусства в Нью-Йорке. Выступал с концертами в США (с 1914), странах Европы (1923–1932), в СССР (1929), на Кубе (1930). В 1925 г. в Лос-Анджелесе основал общество «Новая музыка» (филиалы – в Сан-Франциско, Нью-Йорке и др.), которое занималось организацией концертов, а также изданием произведений Ч. Айвза, К. Рагглса, Л. Орнстайна, У. Риггера, А. Шёнберга, А. фон Веберна и других композиторов 20 в. В 1929–1933 гг. президент Панамериканской ассоциации композиторов (Нью-Йорк).
Вместе с Л. С. Терменом проводил исследования в электроакустической студии в Нью-Йорке, спроектировал экспериментальный музыкальный инструмент ритмикон (другое название – полиритмофон); сочинял музыку для этого инструмента (Концерт с оркестром, 1931). В 1931 г. в Берлине под руководством Э. фон Хорнбостеля изучал традиционную музыку Индии и Индонезии. В 1956–1957 гг. совершил поездку по Индии, Японии, странам Ближнего Востока с целью изучения их музыкальной культуры. В 1961 г. принял участие в международных музыкальных конференциях в Тегеране и Токио. Преподавал в вузах Нью-Йорка – Новой школе социальных исследований (1930–1963) и Колумбийском университете (1949–1965), а также в Консерватории Пибоди в Балтиморе (1951–1956). Среди учеников: Дж. Кейдж, Л. Харрисон, Дж. Гершвин.
Композитор-авангардист, представитель т. н. Американской пятёрки (наряду с Ч. Айвзом, К. Рагглсом, У. Риггером, Дж. Беккером). Экспериментировал в области гармонии, ритма, тембра, формы, применял диссонантную тональность, политональность, модальность, микрохроматику, сонорику («Приключения в гармонии», 1913; «Динамическое движение», 1916; 3 ирландские легенды, 1922), полиметрию и полиритмию («Романтический квартет», 1917; «Эвфометрический квартет», 1919), алеаторику («Мозаичный квартет», 1935). Использовал графическую нотацию («Фабрика», 1920), экспериментальные приёмы звукоизвлечения на фортепиано («Эолова арфа», 1923; «Бэнши», 1925). После Второй мировой войны писал более традиционно, умеренно пользовался экспериментальными техниками композиции (Симфония № 11 «Семь музыкальных обрядов», 1953; Симфония № 16 «Исландская», 1962). Обращался к музыкальному фольклору разных стран, использовал элементы китайской, японской, индийской, иранской традиционной музыки (Симфония № 13 «Мадрасская», 1958; 2 концерта для кото с оркестром, 1962, 1965).