«Оклахома!» (мюзикл)
«Оклахо́ма!» (англ. Oklahoma!), американский мюзикл. Создан композитором Р. Роджерсом и либреттистом О. Хаммерстайном по пьесе Л. Риггса «Сирень зеленеет» («Green grow the lilacs»; 1931); считается одним из самых популярных мюзиклов. Премьера состоялась 31 марта 1943 г. на Бродвее (режиссёр Р. Мамулян, хореограф А. де Милль). Музыкальный спектакль опирается на серьёзную литературную основу, по этому признаку он причисляется к виду, известному в США как «книжный мюзикл» (book musical).
Сюжет
Действие происходит в 1906 г. на Индейской территории, в г. Клэрмор и его окрестностях, накануне образования штата Оклахома (1907). О грядущем событии не раз упоминается со сцены. В этой местности бок о бок живут и работают представители двух сельскохозяйственных структур – животноводческой (ковбои) и земледельческой (фермеры), отсюда соответствующий фон событий – кукурузные поля и стада пасущихся вдалеке коров. Судя по призывам жить дружно, отношения между ковбоями и фермерами не складываются. Основная коллизия разворачивается на ферме авторитетной Тёти Эллер. Её племянница, девушка на выданье Лори Уильямс, никак не может выбрать между ковбоем Кёрли Маклейном и работником фермы Джадом Фраем. Кёрли – открытый, жизнерадостный, хотя и не лишённый самоуверенности парень, а Джад, напротив, неулыбчивый, малообщительный человек с тёмным прошлым. Их противостояние доходит до кульминации в сцене благотворительного аукциона, где в борьбе за корзинку Лори Кёрли продаёт всё ковбойское имущество (седло, коня и пистолет), лишая тем самым себя звания ковбоя. Он приобретает корзинку и расположение девушки, которая даёт согласие выйти за него замуж. Мстительный Джад пытается убить Кёрли, однако напарывается на собственный нож.
Побочная линия мюзикла связана с Эдо Энни, дочерью местного фермера. Девушку захлёстывают неясные любовные чувства, она готова любить, по её собственному признанию, «того, кто рядом». В неё влюблён простодушный ковбой Уилл Паркер, которому свирепый фермер готов отдать свою дочь в жёны за 50 долл. В надежде заработать эти немалые деньги Уилл отправляется в Канзас-Сити, а вернувшись, застаёт Эдо Энни в обществе персидского торговца Али Хакима, источника комичных коллизий и удачных шуток. Хаким вьётся вокруг девушки, обещает ей «райские наслаждения», однако без женитьбы. Эта сюжетная линия завершается мирно: Уилл получает согласие отца Эдо Энни и женится на ней, а персидский торговец женится на местной глупой хохотушке «под дулом ружья» её отца-фермера.
В финале мюзикла провозглашаются правила дружной жизни ковбоев и фермеров, составляющих основное население будущего штата Оклахома. Сюжет сознательно ограничен событиями, происходившими в среде белого населения Индейской территории, и полностью игнорирует существовавшие в США на тот момент расовые проблемы.
Музыка
Музыкальное оформление спектакля составляют инструментальные, вокальные, вокально-хореографические и хореографические номера. К инструментальным относятся увертюра, заключение и интерлюдия между двумя действиями. Среди вокальных номеров выделяются: выходная песня Кёрли «Oh, what a beautiful mornin'», его же песня «The surrey with the fringe on top», песенка Эдо Энни «I cain't say no» (орфография фиксирует диалектный выговор девушки), дуэт Кёрли и Лори «People will say we're in love» и заключительный хор «Oklahoma». Темы этих вокальных номеров пронизывают мюзикл как лейтмотивы, на них построены и инструментальные разделы. Кроме того, они стали самостоятельными хитами: песню «Oh, what a beautiful mornin'» исполняли и записывали оперные певцы Пласидо Доминго и Мэрилин Хорн, звёзды крунинга Бинг Кросби и Фрэнк Синатра, Розмари Клуни, Пегги Ли, Рэй Чарлз с оркестром Каунта Бейси и др. Песня «The surrey with the fringe on top» стала джазовым стандартом и основой импровизаций для Оскара Питерсона, Ахмада Джамала, Сонни Роллинза, квинтета Майлза Дейвиса, оркестра Бадди Рича и др. Большую популярность приобрёл дуэт Кёрли и Лори «People will say we're in love», он также стал хитом, который исполняли многие певцы и инструментальные коллективы, в том числе: Бинг Кросби, Фрэнк Синатра, Нат Кинг Коул, Перри Комо, Дорис Дэй, Элла Фицджеральд, Гленн Миллер, Джеймс Ласт. Заключительный хор «Oklahoma» в 1953 г. стал официальным гимном штата (вместо прежнего «Oklahoma a toast», который использовался с 1935).
Важнейшие вокально-хореографические номера мюзикла – сцена с рассказом Уилла Паркера «Kansas City», сцена Лори с подружками «Many a new day» и сцена местного праздника перед аукционом «The Farmer and the Cowman». В своих куплетах Уилл Паркер, вернувшийся из города, рассказывает о чудесах технического прогресса (телефон, «самодвижущиеся бензиновые экипажи», «7-этажные небоскрёбы» и др.), новых танцах и музыкальных стилях (тустеп, регтайм). Его рассказ перерастает в танец, к которому присоединяются все присутствующие. Протяжённая сцена «Many a new day» также начинается как вокальный номер Лори и перерастает в хореографический (с подружками), стилизованный под классический балет. «The Farmer and the Cowman» – ещё одна протяжённая массовая сцена, которая начинается с общего танца в европейском стиле с «фольклорным» колоритом (возможно, ирландским по происхождению) и переходит в песню, где устанавливается главное правило местной жизни – дружба между ковбоями и фермерами. В центре мюзикла находится большая хореографическая сцена – «Балет мечты» («Dream ballet»). После выхода мюзикла «Оклахома!» словосочетание «балет мечты» приобрело статус термина – «балеты мечты» стали непременной частью многих мюзиклов («Карусель», «Вестсайдская история», «Скрипач на крыше», «Кошки»).
Мюзикл в контексте эпохи
Мюзикл «Оклахома!» – не просто весёлое представление с пением, танцами и шутками. И пьеса как таковая, и её музыкально-сценическое воплощение связаны с общественными событиями в США. Пьеса написана на волне «движения за сельскую жизнь» (Country life movement), одной из целей которого было внедрение в сельский быт элементов цивилизации и технологических новинок (о которых поёт Уилл Паркер). Мюзикл сочинён по окончании Великой депрессии, его успех воспринимался (несмотря на Вторую мировую войну, которая была в самом разгаре) как победное свидетельство «поворота к лучшей жизни». Идеализация быта в мюзикле – тучные стада, бескрайние кукурузные поля, реплики Тёти Эллер насчёт «хорошего урожая» и пр. – естественна для художественного произведения тех лет, причём не только в США (для сравнения – пафос материального изобилия в бедном 1949, который доминирует в фильме И. А. Пырьева «Кубанские казаки»).
Значимые постановки и награды
Мюзикл экранизирован в Голливуде в 1955 г. (режиссёр Ф. Циннеман), в главных ролях заняты артисты Г. Макрей, Ш. Джонс, Дж. Нельсон, Г. Грэм, Ш. Гринвуд. Успеху картины способствовала безупречная профессиональная оркестровка музыки Роджерса, выполненная Р. Р. Беннеттом (получил за неё премию «Оскар» в 1956). В 1998 г. в Лондоне состоялась премьера мюзикла (режиссёр Т. Нанн) с Х. Джекманом в главной роли.
Роджерс и Хаммерстайн удостоены Пулитцеровской премии (1944). Почётные награды мюзикла: «Тони» (1993, 2019), премия Лоренса Оливье (1999, 2023).