Смоленская Евгения Фёдоровна
Смоле́нская Евге́ния Фёдоровна (19.5.1919, посёлок Стенки, Екатеринославская губерния, ныне Донецкая Народная Республика – 24.11.1989, Москва; похоронена на Домодедовском кладбище, Московская область), российская певица (сопрано), заслуженная артистка РСФСР (1951).
Дочь кузнеца. По окончании школы-семилетки училась в Енакиевском педагогическом техникуме. Работала учительницей украинского языка и литературы и комсомольским организатором в школе на шахте «Красный Профинтерн», выступала в концертах художественной самодеятельности. Заняв 1-е место на областной олимпиаде в г. Сталино (ныне Донецк), была направлена в Киевскую консерваторию, где училась в 1939–1941 гг. В 1941 г. ушла на фронт, была солисткой армейского самодеятельного ансамбля. С 1945 г. выступала в Шахтёрском ансамбле песни.
В 1945–1947 гг. солистка Сталинского театра оперы и балета, исполняла партии Лизы («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Наташи («Русалка» А. С. Даргомыжского), Маши («Дубровский» Э. Ф. Направника). Одновременно занималась пением у Е. Н. Панаевой, преподавателя Сталинского музыкального училища (ныне Донецкий музыкальный колледж имени С. С. Прокофьева). Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1945), конкурса вокалистов на Международном фестивале демократической молодёжи и студентов в Будапеште (1949, 1-я премия).
В 1947–1972 гг. солистка московского Большого театра (дебютировала в партии Наташи в «Русалке» А. С. Даргомыжского). Обладала лирико-драматическим сопрано широкого диапазона, светлого, ясного тембра, лёгким звукоизвлечением, прекрасной вокальной техникой. Создала вокально-сценические образы преимущественно в русских операх.
Среди лучших партий (наряду с партией Наташи в «Русалке»): Ярославна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Горислава («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Лиза и Кума («Пиковая дама» и «Чародейка» П. И. Чайковского), Эмма («Хованщина» М. П. Мусоргского), Милитриса и Вера Шелога («Сказка о царе Салтане» и «Боярыня Вера Шелога» Н. А. Римского-Корсакова), Елена («Декабристы» Ю. А. Шапорина); в западноевропейском репертуаре – Аида (одноимённая опера Дж. Верди) и Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи). В 1960-е гг. исполняла партии Хозяйки корчмы («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Лариной и Гувернантки («Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского), Домны Сабуровой («Царская невеста» Римского-Корсакова), Ольги Мироновны («Декабристы» Шапорина), Перонской («Война и мир» С. С. Прокофьева), Марцелины («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Берты («Севильский цирюльник» Дж. Россини).
Много гастролировала по СССР, выступала в Чехословакии, Китае. Оставив сцену, преподавала в московских музыкальных училищах и в ГИТИСе.
Среди аудиозаписей с участием Е. Ф. Смоленской: оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина (Ярославна; дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев, 1951), «Русалка» А. С. Даргомыжского (Наташа; дирижёр В. В. Небольсин, 1948; дирижёр Е. Ф. Светланов, 1958), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (Горислава; дирижёр Б. Э. Хайкин, запись по трансляции из Большого театра 20 декабря 1961), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Лиза; дирижёр Мелик-Пашаев, 1950), «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова (Милитриса; дирижёр Небольсин, 1958), «Лоэнгрин» Р. Вагнера (Ортруда; дирижёр С. А. Самосуд, 1956, 1957), «Неизвестный солдат» К. В. Молчанова (Женщина-мать; дирижёр Хайкин, 1970); арии и сцены из опер «Князь Игорь» Бородина (сцена Галицкого и Ярославны, с М. О. Рейзеном, дирижёр Небольсин), «Аида» Дж. Верди, «Чародейка» Чайковского, «Декабристы» Ю. А. Шапорина (дуэт с В. И. Кильчевским), «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского, «Наталка Полтавка» Н. В. Лысенко, романсы А. Н. Верстовского («Цыганская песня»), Римского-Корсакова («Редеет облаков летучая гряда»), А. Г. Рубинштейна («Ночь»), Э. Грига («Люблю тебя», «За добрый совет») и др.
Снималась в кинофильме «Большой концерт» (роль Ярославны в опере «Князь Игорь», режиссёр В. П. Строева, 1951).
Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1976), орденом Отечественной войны 2-й степени (1987).