Мещера
Меще́ра, древний финно-угорский народ, живший в пределах Мещёрской низменности. Некоторые исследователи рассматривают мещеру как особую группу мордвы. Археологические материалы позволяют считать мещеру особой группой волжских финнов.
Наиболее раннее упоминание о мещере, относящееся к началу 15 в., содержится в одном из списков Толковой Палеи. Мещера вместе с муромой и мордвой названа в поздних летописных сводах 15–16 вв. среди народов, живших в Поочье. В актовых источниках 14–16 вв. известны волость Мещерка, селение Мещера, а также Городец-Мещерский (современный г. Касимов), названия которых восходят к этнониму «мещера».
Археологические памятники 1-го тыс. н. э. в пределах Мещёрской низменности изучены недостаточно. По имеющимся данным, рассмотренная территория в 3-й четверти 1-го тыс. входила в ареал археологической культуры рязано-окских финнов. Для Средневековья известно 8 памятников: грунтовые могильники и курганы 11–12 вв. в бассейнах притоков Оки (Цна, Гусь, Колпь) и курганы 12–13 вв. на реке Гусь и у г. Касимов. Трупоположения в неглубоких ямах; в некоторых курганах встречаются костяки, скорченные на боку, что свидетельствует о возможном мордовском влиянии. Зафиксированы погребения в колодах или гробах, использование луба и бересты в качестве подстилки. Нередки случаи разведения огня во время или после совершения захоронений, что можно рассматривать как ритуальный пережиток трупосожжения. Отличительной чертой погребений мещеры в сравнении с обрядностью других финских народов Поочья является практически полное отсутствие орудий и бытовых предметов. Характерны металлические украшения: калачевидные пластинчатые серьги с цилиндрическими привесками, нагрудные подвески с арочными фестончатыми выступами, гривны с конусовидными и завязанными концами, цилиндрические и ромбовидные привески. Есть раковины каури, в более позднее время распространённые в женском уборе мордвы и черемисов (марийцев).
Незначительное количество, разбросанность, небольшая численность погребений указывают на очень малую плотность населения мещеры. Постепенную аккультурацию мещеры отражает появление древнерусских украшений, нательных крестиков, круговой керамики. Некоторые украшения мещеры известны в древнерусских курганах Москворечья.
Окончательная ассимиляция мещеры была связана с массовым освоением русскими Мещёрской низменности, которое началось, по археологическим данным, не ранее 13 в., в период исчезновения курганного обряда. Наследие мещеры некоторые исследователи видят в характерном цокающем говоре и отдельных элементах традиционной материальной культуры населения Мещёрской низменности, зафиксированных в начале 20 в.