Прокопий Кесарийский
Проко́пий Кесари́йский (Προκόπιος ὁ Καισαρεύς) [рубеж 5 и 6 вв., Кесария Приморская (ныне Цезарея, Израиль) – после 558], византийский историк, автор основных сочинений о правлении императора Юстиниана I.
Биография
Биографические сведения о Прокопии Кесарийском могут быть извлечены из его трудов. Родился в г. Кесария Приморская, который с 3 в. играл роль важного интеллектуального центра. По всей видимости, Прокопий происходил из христианской семьи, хотя в историографии неоднократно делались предположения, что он не был христианином. Информация об этническом происхождении его родителей в источниках отсутствует; возможно, они были эллинизированными сирийцами. Среди исследователей весьма распространено мнение, согласно которому Прокопий происходил из знатной сенаторской семьи, что могло предопределить его консервативную позицию и якобы сочувственное отношение к аристократии. Однако более вероятно, что отец Прокопия Кесарийского принадлежал к провинциальной служилой знати. Прокопий, заранее готовившийся к службе в административном аппарате империи, изучал риторику (в Газе или в родной Кесарии) и право [возможно, в г. Берит (ныне Бейрут) или в Константинополе]. По всей видимости, именно в этот период Прокопий овладел латынью (единственный язык юридического образования в Византийской империи вплоть до 6 в.). Вероятно, в той или иной степени был знаком с сирийским, а также с персидским и армянским языками.
Время и обстоятельства знакомства Прокопия с Юстинианом неизвестны. Вскоре после начала очередных боевых действий Византии против державы Сасанидов (526–532) Прокопий занял должность советника знаменитого полководца Велисария, исполнявшего обязанности дукса Месопотамии. События, свидетелем которых Прокопий стал в течение последующих четырёх лет, были впоследствии описаны им в первых двух книгах его главного исторического труда – «О войнах». После сражения при Каллинике (531) вернулся в столицу, где в январе 532 г. стал очевидцем восстания «Ника». В 533–534 гг. участвовал в военной экспедиции против вандалов. Оставался в Африке и после того, как военачальник Соломон сменил в должности Велисария. С 536 г. Прокопий Кесарийский сопровождал последнего в 1-й кампании против готов на территории Италии, завершившейся вступлением византийских войск в Равенну в 540 г. Эти походы стал предметом 3–8-й книг «О войнах». Сразу после этого вернулся с Велисарием в столицу, что могло быть связано как с с необходимостью вести борьбу с персами на Востоке, так и с обвинениями полководца в стремлении стать императором Запада. Был свидетелем боевых действий против Сасанидов в Сирии. Вероятно, весной 542 г. находился в Константинополе, охваченном эпидемией чумы, что также нашло отражение в сочинении «О войнах». В 544–546 гг. состоял при Велисарии в его новом итальянском походе. Затем вернулся в Константинополь. В период опалы Велисарии интерес Прокопия к описанию военных кампаний естественным образом уменьшился. При этом историк активно работал в 540–550 гг. над завершением своего главного сочинения, а после 550 г. – и над новыми произведениями – «Тайная история» и «О постройках». Примерно в это же время получил сенаторский титул.
Сочинения. Издания и переводы
Сочинения Прокопия Кесарийского по праву считаются важнейшими источниками по периоду правления императора Юстиниана. На эти труды активно опирались все последующие византийские авторы. В Западной Европе тексты Прокопия широко известны с 15 в. Так, гуманист Л. Бруни положил в основу своего сочинения «Об итальянской войне против готов» выполненный им латинский перевод «О войне с готами». В 15–17 вв. был подготовлен целый ряд латинских переводов (включая «О войне с вандалами» и «О войне с готами», которые перевёл Г. Гроций), а также изданий оригинального текста. На протяжении более чем столетия основным являлось 3-томное издание произведений Прокопия Кесарийского, подготовленное В. Диндорфом в 1833–1838 гг. В настоящее время в качестве стандартного издания рассматривается публикация Я. Хаури (1905–1913), дополненная в 1962–1964 гг. Г. Виртом.
«О войнах» (греч. «Ὑπὲρ τῶν πολέμων λόγοι»; лат. «De bellis») – основной труд Прокопия. Он состоит из трёх частей, которые иногда рассматриваются в качестве отдельных сочинений: «О войне с персами» (книги I–II), «О войне с вандалами» (книги III–IV) и «О войне с готами» (книги V–VIII). Первые 2 книги посвящены главным образом войне с шаханшахом Хосровом I Ануширваном на территории Сирии, Северной Месопотамии, Армении и Грузии. В последующих двух книгах рассмотрена кампания против королевства вандалов (533–534), завершившаяся его уничтожением и присоединением к Византии. В заключительной части «О войнах» Прокопий даёт обзор политической истории Италии после падения Западной Римской империи в 476 г., уделяя собое внимание фигуре Теодориха Великого, после чего подробно излагает история готской кампании (535–555).
«О постройках» (греч. «Περὶ κτισμάτων»; лат. «De aedificiis») восхваляет церковную и гражданскую строительную деятельность императора. Произведение организовано по географическому принципу: 6 книг посвящены постройкам, возведённым соответственно в Константинополе, Месопотамии, в Армении и в Крыму, на Балканах, в Анатолии и Палестине, в Африке. Наиболее важна 1-я книга, в которой речь идёт о церквях и монастырях столицы, в том числе о храмах Святой Софии, Пресвятой Богородицы во Влахернах, святых Сергия и Вакха.
«Тайная история» (лат. «Historia arcana»), занимающая особое место в творчестве Прокопия, представляет собой памфлет («псогос»), в котором историк подвергает резкой критике деятельность императора Юстиниана и его жены – Феодоры. Под названием «Ἀνέκδοτα» («Неизданное») сочинение упоминается в византийском словаре Суда. Текст обнаружен префектом Ватиканской библиотеки Н. Алеманном в 17 в., после чего в историографии начались споры, касающиеся авторства «Тайной истории», однако уже в конце 19 в. были предложены убедительные аргументы в пользу аутентичности произведения. Весьма вероятно, что причинами составления «Тайной истории» стали опала Велисария, а также неудачи во внешней политике Юстиниана с начала 550-х гг. Примечательно, что уже в сочинении «О войнах», которое, как и труд «О постройках», предназначалось для публикации и представляло собой изложение «официальной» версии событий, содержится скрытая критика в адрес Юстиниана. Значительная часть обвинений, которые Прокопий Кесарийский выдвигает против императора, приведены в «Тайной истории» в гиперболизированной форме или являются следствием сознательного искажения фактов. Так, подробные сведения о Феодоре, которая, по словам историка, была с юных лет вплоть до встречи с будущим императором гетерой, равно как и утверждение о её влиянии на государственные дела, могут опираться на факты, хотя и несомненно содержат значительный элемент преувеличений, объясняемый жанровой природой текста. Другим примером могут служить сведения о церковной политике Юстиниана в отношении антихалкидонитов, а также о якобы определяющей роли Феодоры в ней, которые, хотя и принимаются многими исследователями, нуждаются в корректировке.
Особенности исторической мысли
Прокопий опирался на лучшие достижения ранневизантийской и предшествующей ей античной (греческой и отчасти римской) традиции. Основным методом его работы, который восходил к Геродоту, являлся метод автопсии – историк должен описывать события, свидетелем которых являлся сам, или основываться на показаниях очевидцев. Влияние античного историописания проявлялось и в ясном различении истории и мифа.
Ориентируясь на «Историю Пелопоннесской войны» Фукидида, Прокопий Кесарийский строит изложение событий в сочинении «О войнах» по сезонам военных действий. Текст Прокопия включает 3 базовых элемента античных историй: повествование (narratio), описание (descriptio) и речи (oratio). В частности, в narratio он приводит важные сведения о соседних с Византией народах, включая первое эксплицитное упоминание о славянах, в значительной степени опирающиеся именно на сообщения очевидцев. В описаниях иных народов Прокопий нередко использует «архаичные» именования. Последняя особенность является составной частью методологии византийских историков и не может быть сведена к простому подражанию старой традиции. Сочинение «О войнах» несомненно является текстом высокой степени историчности, что, впрочем, не означает отсутствия в нём в некоторых случаях умолчаний. Указанные выше черты Прокопия как историка делают его одной из основных фигур византийской исторической мысли, которая сопоставима по масштабу и влиянию с Евсевием Кесарийским.
Одной из базовых движущих сил истории была для Прокопия судьба (τύχη). С одной стороны, в этом видна его ориентация на античную дохристианскую традицию, представленную, например, у Полибия, с другой, вера в судьбу сочетается у историка с верой в Единого Бога христиан и в Его Промысл, что всё же не даёт оснований постулировать критическое отношение Прокопия к христианству. При этом он не интересуется детально богословскими спорами того времени и, хотя и приводит в своих трудах важные сведения по истории Церкви, с полным основанием может быть назван первым светским историком Византии.