Мурома
Му́рома, древний финно-угорский народ, живший в нижнем течении реки Ока. Cоседcтвовал c родственными мордвой, мещерой, мерей. Имел «язык свой», платил дань русским князьям.
Селища и могильники муромы 7 – начала 11 вв. известны по обоим берегам реки Ока. Их наибольшая концентрация приходится на бассейны рек Илевна и Ушна в окрестностях г. Муром (в его исторической части обнаружены культурный слой двух поселений и могильник муромы). Поселения муромы располагались в удобных для земледелия местах с пологим рельефом. Единственное укреплённое поселение – городище у села Чаадаево Муромского района Владимирской области – было, очевидно, центральным для всей территории муромы. Могильники муромы – грунтовые, с трупоположениями, реже трупосожжениями, как правило, располагались близ одного или нескольких поселений. У муромы известны также захоронения лошадей в могилах и отдельных ямах. Некоторые могильники существовали на протяжении нескольких столетий и насчитывали сотни погребений.
Материальная культура муромы в основных элементах схожа с культурой других финно-угорских народов Поочья и Поволжья. Керамика лепная неорнаментированная, обычно с гладкой, иногда с лощёной поверхностью. Орудия и оружие представлены ножами с прямой спинкой, топорами-кельтами, ромбовидными наконечниками стрел и копий. Специфику костюма определяли многочисленные металлические детали убора, изготовленные преимущественно из медных сплавов: гривны, спиральные браслеты, перстни, разнообразные шумящие подвески и застёжки с привесками в форме трапеций или утиных лапок. Женский головной убор муромы отличал дугообразный жгут из бронзовой проволоки на плотной основе. Этноопределяющими украшениями муромы принято считать также проволочные височные кольца с соединением концов с помощью крючка и щитка с отверстием (встречались и у мордвы). Бытовали шумящие коньковые и треугольные подвески (аналогичны известным у мери и мордвы). Расцвет традиционной культуры муромы пришёлся на 9 – 1-ю половину 10 вв. Позднее в обиходе получили распространение различные предметы древнерусского облика, булгарская и древнерусская керамика, произошло упрощение традиционного костюма, в погребальной обрядности появились черты христианства.
В хозяйстве муромы наряду с земледелием и животноводством сохраняли значение охотничий и рыболовный промыслы, существовали кузнечное и бронзолитейное ремесло.
Внешние связи муромы, обусловленные выгодным географическим положением в системе Волжского и Донского (соединял бассейн Дона с притоками Оки) торговых путей, документируются находками восточных серебряных монет, в том числе кладов. В погребениях и на поселениях встречаются импортные изделия, происхождение которых связано с культурами от Кавказа и Причерноморья до Скандинавии.
Во 2-й половине 10 в. на территории расселения муромы возник древнерусский г. Муром. Мурома была ассимилирована восточнославянским населением, её археологические памятники позднее середины 11 в. неизвестны. Древнерусские посёлки и курганные могильники часто располагались на месте или поблизости от прежних муромских.