Швейцария. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Швейца́рии, художественная культура Швейцарии.
Искусство до 10 в.
Художественная культура Швейцарии развивалась в тесной связи с искусством соседних территорий: Франции, Германии, Италии и других стран. Первые памятники искусства в границах современной Швейцарии – резные (иногда с гравировкой) изделия из кости и рога – относятся к позднему палеолиту. С неолита распространилась орнаментированная керамика, с энеолита – украшения и другие изделия из металлов; ряд художественных изделий из органических материалов связан со свайными постройками.
В 1 тыс. до н. э. искусство региона определяла культура кельтов, затем – Римской империи (в том числе первые города, виллы, скульптура, мозаика и др.). Искусство оставшегося римского населения и пришельцев-германцев 5–7 вв. н. э. представлено главным образом украшениями и оружием из могильников; древнейшее сохранившееся христианское сооружение Швейцарии – баптистерий в Рива-Сан-Витале (рубеж 5–6 вв.). Среди памятников «Каролингского возрождения» – комплекс аббатства Санкт-Галлен и фрески из церкви Святого Иоанна в Мюстаире (около 800; оба включены в список Всемирного наследия).
Искусство романской и готической эпох
Собор в Базеле. Освящён в 1019, перестраивался ок. 1170-х – 1230-х гг. и в 15 в.Постройки романского стиля и готики в северных и центральных районах отражали: южнонемецкое влияние (соборы: в Базеле, освящён в 1019, перестраивался около 1170-х –1230-х гг. и в 15 в.; Цюрихе, 13 в.; Берне, архитекторы М. Энзингер, Э. Кюнг, П. Пфистер и др.), бургундское и французское – в Женеве (собор, между 1158 и 1288, реконструирован после 1441) и Лозанне (собор, конец 12 в. – 1275), на юге – ломбардское (собор в Куре, с середины 12 в.). Строятся ратуши (в Берне, 1406–1417, архитекторы Г. фон Генгенбах, Х. Хетцель), городские укрепления (во Фрибуре, Золотурне и др.), замки (в г. Тун, фундамент середины 12 в., 1430–1436; в составе защитных сооружений г. Беллинцона включены в список Всемирного наследия три замка: Кастельгранде, 13–15 вв; Монтебелло, конец 13 в., стены середины 14 – конца 15 вв.; Сассо-Корбаро, 1479–1482).
С 13–14 вв. развиваются готическая монументальная скульптура («Раскрашенный портал» собора в Лозанне, около 1220–1230; кафедра в соборе Базеля, 1486, Х. Нусдорф; «Страшный суд» центрального портала собора в Берне, последняя четверть 15 в., скульптор Э. Кюнг), фресковая живопись (в Тичино – под влиянием Джотто: в церкви Сан-Бьяджо близ Беллинцоны, середина – 2-я половина 14 в.; в северной и западной Швейцарии – в духе куртуазной культуры: в церкви Святого Арбогаста в Винтертуре, 1-я половина 14 в., и др.). Среди лучших образцов витража – роза южного трансепта собора в Лозанне (1-я половина 13 в.), витражи церкви в Кёнигсфельде (установлены в 1325–1330) и собора в Берне (середина 15 – 1-я половина 16 вв.).Эрхарт Кюнг. Страшный суд. Скульптурная композиция центрального портала собора в Берне. 4-я четверть 15 в.Крупнейший швейцарский мастер 15 в. К. Виц одним из первых в европейской живописи изображал конкретную местность (берег Женевского озера в створке «Чудесный улов рыбы» «Алтаря Святого Петра», 1444, Музей искусства и истории, Женева).
Генрих VI, император Священной Римской империи. Миниатюра из Манесского кодекса. Между 1300 и 1340.
Библиотека Гейдельбергского университета. Cod. Pal. germ. 848. Fol. 6r.С каролингского времени по период готики многочисленные иллюминированные рукописи создавались в скриптории аббатства Санкт-Галлен. С середины 13 в. значение приобрели миниатюры в светских манускриптах («Манесский кодекс», между 1300 и 1340, библиотека Гейдельбергского университета; «Бернская хроника», 1470, автор текста и миниатюрист Б. Чахтлан, Центральная библиотека, Цюрих; «Люцернская хроника», 1511–1513, автор текста и миниатюрист Д. Шиллинг Младший, Центральная и университетская библиотека, Люцерн).
Искусство Нового времени
Архитектура Возрождения сильнее всего проявилась в Тичино (фасад собора Сан-Лоренцо, 1517 – около 1580, и аркады первых этажей жилых домов в Лугано), Ратуша, Базель. 1504–1608.также среди образцов – дворец Риттера в Люцерне (1556–1574, архитектор Д. де Понте), двор здания Шписхоф (1585–1590, архитектор Д. Хайнц) и Ратуша (1504–1608) в Базеле. В 17–18 вв. распространён стиль барокко (церковь Тампль-де-ла-Фюстери в Женеве, 1714, архитектор Ж. Вен; аббатство в Айнзидельне, с 1704, архитектор К. Мосбруггер; перестройка церкви в аббатстве Санкт-Галлен, 1755–1766, архитектор П. Тумб и др.), с середины 18 в. – французский вариант классицизма (Ратуша в Невшателе, 1784–1790, архитектор П. А. Пари; Музей Рат в Женеве, 1824–1826, архитектор С. Воше; многочисленные городские и загородные резиденции). Город Ла-Шо-де-Фон в 1-й половине 19 в. получил новый рациональный план в соответствии с нуждами расположенного там производства часов (включён в список Всемирного наследия). В середине 19 – начале 20 вв.
Урс Граф. Шагающий знаменосец. 1514.
Художественный музей, Базель.господствовали эклектика и исторические стили (Национальный музей Швейцарии в Цюрихе, 1898, архитектор Г. Гулль; здание парламента Бундесхаус в Берне, 1894–1902, архитектор Х. В. Ауэр), постройки работавшего в России швейцарского архитектора Б. Симона.
В начале 16 в. расцвет гуманистической учёности и книгопечатания способствовал развитию в Швейцарии искусства Возрождения: на её территории работали многие художники немецкого Ренессанса (А. Дюрер, Х. Бальдунг Грин, Г. Гольбейн Младший, А. Гольбейн) и швейцарские мастера У. Граф, Н. Мануэль Дойч, Х. Лей Старший и Х. Лей Младший. Возводились украшенные скульптурой городские фонтаны. Во 2-й половине 16 в. создавали портреты Т. Штиммер и гравюры Й. Амман. Под влиянием барокко в 17–18 вв. работали живописцы Дж. Серодине, С. Хофман, Й. Бранденберг, А. Б. и Дж. Орелли, Дж. А. Петрини, скульптор И. Б. Бабель. С 17 в. многие швейцарские мастера были вынуждены эмигрировать из-за нехватки заказов на родине, среди них – пастелист Ж.-Э. Лиотар, портретисты А. Графф и М. Вирш, работавшая в русле классицизма А. Кауфман, крупный мастер европейского предромантизма И. Г. Фюсли, Фердинанд Ходлер. Очарованный мальчик. 1893/1894.
Кунстхаус, Цюрих.скульпторы-классицисты Г. М. Имхоф, Ж.-Ж. Прадье, график Т. Стейнлен, работавшие в России архитекторы Д. Трезини, Л. Руска и семья Дж. Б. Жилярди и Д. Жилярди, живописец Г. Гзелль. Во 2-й половине 18 – 1-й половине 19 вв. классицистические и романтические принципы сочетали в видах ландшафтов и бытовых сценах С. Геснер, И. Л. Аберли, З. Фрёйденбергер (Фройденбергер), в этом же русле работал анималист Ж. Л. Агас; жанр «героических пейзажей» трактовали Ж. К. Мивиль и М. де Мёрон. Среди ведущих графиков 1-й половины – середины 19 в. – И. Хесс, М. Дистели, Р. Тёпфер (родоначальник современного комикса). Во 2-й половине 19 в. в русле академизма работал Ш. Глейр, как эффектные, так и лирические виды Швейцарии писал А. Калам, бытовой жанр развивали Ф. Буксер и А. Анкер. На живопись немецкоязычных стран рубежа 19–20 вв. повлиял А. Бёклин. Представителями символизма были его ученик А. Вельти, а также Ф. Ходлер, К. Швабе, сторонник дивизионизма Дж. Сегантини. В русле импрессионизма работали Л.-К. Бреслау, постимпрессионизма – с конца 19 в. М. Бури, К. Амьет (Амье), Р. Обержонуа, Дж. Джакометти и Ф. Валлоттон. Во 2-й половине 19 в. сочетающие академизм и романтизм скульптуры создавала Марчелло, в духе веризма работал В. Вела. Среди пионеров фотографии – Ж.-Г. Эйнар (дагеротипия), П. Россье.
Искусство 20–21 вв.
Ведущий швейцарский архитектор начала 20 в. – К. Мозер, от проектов в русле эклектики (Цюрихский университет, 1911–1914) и модерна с элементами национального романтизма (Баденский вокзал в Базеле, 1913) перешедший к рационализму (железобетонная церковь Святого Антония в Базеле, 1925–1927). Уроженец Швейцарии, один из крупнейших архитекторов 20 в. Ле Корбюзье жил и работал во Франции, реализовав на родине лишь несколько проектов (вилла Ле-Лак в г. Корсо, 1923–1924; многоквартирный дом «Кларте» в Женеве, 1930–1932, и др.). Среди мастеров современного движения и нового строительства: Х. Майер, З. Гидион, П. Жаннере, А. Рот, Х. Шмидт, П. Артария, М. Э. Хефели, в русле экспрессионизма проектировал О. Р. Зальвисберг, неоклассицизма – Ж. Флегенхаймер, брутализма – Х. Фишли. В послевоенный период работали Ж. Чуми, один из основателей школы Тичино Р. Тами, Р. Штайгер, М. Билль, строились жилые комплексы прогрессивной планировки (Хален близ Берна, 1961, архитектурное бюро Atelier 5, и др.). Экспрессивные церковные здания возводили В. М. Фёрдерер и Ю. Дахинден. Представитель школы Тичино, работающий в духе рационального постмодернизма, – М. Ботта. Среди архитекторов конца 20 – начала 21 вв. – П. Цумтор, П. Меркли, В. Ольджати, Б. Чуми, Л. Сноцци, М. Шик, архитектурные бюро Herzog & de Meuron, Diener & Diener (Novartis Campus Forum 3, 2002–2005, Базель).
Novartis Campus Forum 3, Базель. 2002–2005. Архитектурное бюро Diener & Diener.В 1-й половине 20 в. среди первых швейцарских абстракционистов были П. Клее и Аугусто Джакометти, экспрессионизм и орфизм определили творчество Л. Муалье, к дадаизму были близки С. Тойбер-Арп, А. Байи, О. Люти. В. Гимми работал в русле сезаннизма, О. Морах – кубизма и экспрессионизма. Й. Иттен, Тойбер-Арп, К. Грезер, Л. Лойппи, М. Билль, Ф. Гларнер, Г. Хонеггер, В. Лёвенсберг, Р. П. Лозе создавали работы в духе геометрического абстракционизма и «конкретного искусства», К. Зелигман, С. Бриньони, М. фон Мос, О. Чуми и Ж. Вюлльями – сюрреализма. В различных жанрах работал Х. Эрни. Группа Rot-Blau («Красно-синие») объединила последователей фовизма.
Софи Тойбер-Арп. Триптих. Вертикально-горизонтальная композиция с треугольниками. 1918.
Кунстхаус, Цюрих.В сфере монументальной живописи сформировалась группа мастеров (Г. Альтхерр, А. Сингриа, П. Цендер и др.), исполнявших церковные росписи, в том числе витражи, в русле экспрессионизма, кубизма и т. д. В середине 20 в. под влиянием американского и французского абстракционизма (абстрактный экспрессионизм и др.) работали В. Мозер, Ф. Федье, Л. Клоц, С. Бури, М. Шпеша, М. Шафнер, Р. Изели. В 1960-е – 1970-е гг. А. Томкинс, Д. Шпёрри и Д. Рот создавали ассамблажи в духе направления eat-art (с англ. ешь-искусство). В конце 20 – начале 21 вв. к сюрреализму близок Г. Р. Гигер, работает принадлежавший к направлению флюксус Дж. Армледер, раскрывает тему женской идентичности М. Кан, перформансы создаёт Манон, инсталляции – К. Бюхель и Т. Хиршхорн, произведения концептуального искусства – Д. Майер, видео-арта и компьютерного искусства – П. Рист. В различных жанрах работают Р. Зигнер, М. Рец, У. Люти, У. Фишер, У. Рондиноне.
Мерет Оппенгейм. Чайный меховой прибор. 1936.В скульптуре 20 в. реалистические тенденции развивал О. Ш. Беннингер, импрессионистические – О. де Нидерхойзерн (Родо), Г. Галлер, Я. Пробст. Как скульпторы работали Иттен, Тойбер-Арп, Билль, Зелигман, Бриньони. В русле сюрреализма создавала «найденные объекты» М. Оппенгейм.
Альберто Джакометти. Нога. 1958.
Художественный музей, Базель.К крупнейшим скульпторам 20 в. принадлежал Альберто Джакометти («Нога», 1958, бронза, Художественный музей, Базель). Трёхмерные объекты создавал Ж. Тенгели. Скульптурой занимались Э. Эппле, Б. Айхин. В технике фотографии работали Флоранс Анри, М. Оппенгейм – в русле сюрреализма, Х. Финслер, Х. Лерски – новой вещественности; новаторскими приёмами фотомонтажа известен Г. Маттер; в числе фотографов 2-й половины 20 в. – 2020-х гг. – Р. Бурри, Р. Франк.
К середине 20 в. на основе конструктивизма и принципов Баухауса, идей Э. Келлера и Я. Чихольда сложился «швейцарский стиль» («интернациональный стиль») графического дизайна, основанный на привязке к прямоугольной сетке, модульности, асимметричной вёрстке и т. д. (М. Билль, К. Герстнер, А. Хофман, Й. Мюллер-Брокман, Э. Рудер, Ц. Пиатти и др.); созданием шрифтов занимался А. Фрутигер. Также активно развивался жанр плаката (Т. Бальмер, Н. Трокслер и др.). Международным образцом промышленного дизайна стали часы для Швейцарских федеральных железных дорог по проекту Х. Хильфикера. Среди ведущих дизайнеров мебели и предметов быта 20–21 вв. – Э. Буасо, Э. де Мандро, Х. Г. Бельман, В. Гуль, К. Тут, П. Линдон, А. Кристен, Х. Веттштайн, Ф. Халлер; проектирование предметов интерьера входило в задачи архитектурного бюро Trix & Robert Haussmann. Высокотехнологичные объекты, в том числе поезда и летательные аппараты, проектирует А. Фоглер.
Основатель формальной школы искусствознания – швейцарский историк искусства Г. Вёльфлин; его ученик – немецкий искусствовед О. Фишер – директор Художественного музея в Базеле (1927–1938); при нём построено и открыто новое здание музея (1936, архитекторы Р. Христ, П. Бонац).