Швейцария. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Швейца́рии, художественная культура Швейцарии.
Искусство до 10 в.
Художественная культура Швейцарии развивалась в тесной связи с искусством соседних территорий: Франции, Германии, Италии и других стран. Первые памятники искусства в границах современной Швейцарии – резные (иногда с гравировкой) изделия из кости и рога – относятся к позднему палеолиту. С неолита распространилась орнаментированная керамика, с энеолита – украшения и другие изделия из металлов; ряд художественных изделий из органических материалов связан со свайными постройками.
В 1 тыс. до н. э. искусство региона определяла культура кельтов, затем – Римской империи (в том числе первые города, виллы, скульптура, мозаика и др.). Искусство оставшегося римского населения и пришельцев-германцев 5–7 вв. н. э. представлено главным образом украшениями и оружием из могильников; древнейшее сохранившееся христианское сооружение Швейцарии – баптистерий в Рива-Сан-Витале (рубеж 5–6 вв.). Среди памятников «Каролингского возрождения» – комплекс аббатства Санкт-Галлен и фрески из церкви Святого Иоанна в Мюстаире (около 800; оба включены в список Всемирного наследия).
Искусство романской и готической эпох
Постройки романского стиля и готики в северных и центральных районах отражали: южнонемецкое влияние (соборы: в Базеле, освящён в 1019, перестраивался около 1170-х –1230-х гг. и в 15 в.; Цюрихе, 13 в.; Берне, архитекторы М. Энзингер, Э. Кюнг, П. Пфистер и др.), бургундское и французское – в Женеве (собор, между 1158 и 1288, реконструирован после 1441) и Лозанне (собор, конец 12 в. – 1275), на юге – ломбардское (собор в Куре, с середины 12 в.). Строятся ратуши (в Берне, 1406–1417, архитекторы Г. фон Генгенбах, Х. Хетцель), городские укрепления (во Фрибуре, Золотурне и др.), замки (в г. Тун, фундамент середины 12 в., 1430–1436; в составе защитных сооружений г. Беллинцона включены в список Всемирного наследия три замка: Кастельгранде, 13–15 вв; Монтебелло, конец 13 в., стены середины 14 – конца 15 вв.; Сассо-Корбаро, 1479–1482).
С 13–14 вв. развиваются готическая монументальная скульптура («Раскрашенный портал» собора в Лозанне, около 1220–1230; кафедра в соборе Базеля, 1486, Х. Нусдорф; «Страшный суд» центрального портала собора в Берне, последняя четверть 15 в., скульптор Э. Кюнг), фресковая живопись (в Тичино – под влиянием Джотто: в церкви Сан-Бьяджо близ Беллинцоны, середина – 2-я половина 14 в.; в северной и западной Швейцарии – в духе куртуазной культуры: в церкви Святого Арбогаста в Винтертуре, 1-я половина 14 в., и др.). Среди лучших образцов витража – роза южного трансепта собора в Лозанне (1-я половина 13 в.), витражи церкви в Кёнигсфельде (установлены в 1325–1330) и собора в Берне (середина 15 – 1-я половина 16 вв.).Крупнейший швейцарский мастер 15 в. К. Виц одним из первых в европейской живописи изображал конкретную местность (берег Женевского озера в створке «Чудесный улов рыбы» «Алтаря Святого Петра», 1444, Музей искусства и истории, Женева). С каролингского времени по период готики многочисленные иллюминированные рукописи создавались в скриптории аббатства Санкт-Галлен. С середины 13 в. значение приобрели миниатюры в светских манускриптах («Манесский кодекс», между 1300 и 1340, библиотека Гейдельбергского университета; «Бернская хроника», 1470, автор текста и миниатюрист Б. Чахтлан, Центральная библиотека, Цюрих; «Люцернская хроника», 1511–1513, автор текста и миниатюрист Д. Шиллинг Младший, Центральная и университетская библиотека, Люцерн).
Искусство Нового времени
Архитектура Возрождения сильнее всего проявилась в Тичино (фасад собора Сан-Лоренцо, 1517 – около 1580, и аркады первых этажей жилых домов в Лугано), также среди образцов – дворец Риттера в Люцерне (1556–1574, архитектор Д. де Понте), двор здания Шписхоф (1585–1590, архитектор Д. Хайнц) и Ратуша (1504–1608) в Базеле. В 17–18 вв. распространён стиль барокко (церковь Тампль-де-ла-Фюстери в Женеве, 1714, архитектор Ж. Вен; аббатство в Айнзидельне, с 1704, архитектор К. Мосбруггер; перестройка церкви в аббатстве Санкт-Галлен, 1755–1766, архитектор П. Тумб и др.), с середины 18 в. – французский вариант классицизма (Ратуша в Невшателе, 1784–1790, архитектор П. А. Пари; Музей Рат в Женеве, 1824–1826, архитектор С. Воше; многочисленные городские и загородные резиденции). Город Ла-Шо-де-Фон в 1-й половине 19 в. получил новый рациональный план в соответствии с нуждами расположенного там производства часов (включён в список Всемирного наследия). В середине 19 – начале 20 вв. господствовали эклектика и исторические стили (Национальный музей Швейцарии в Цюрихе, 1898, архитектор Г. Гулль; здание парламента Бундесхаус в Берне, 1894–1902, архитектор Х. В. Ауэр), постройки работавшего в России швейцарского архитектора Б. Симона.
В начале 16 в. расцвет гуманистической учёности и книгопечатания способствовал развитию в Швейцарии искусства Возрождения: на её территории работали многие художники немецкого Ренессанса (А. Дюрер, Х. Бальдунг Грин, Г. Гольбейн Младший, А. Гольбейн) и швейцарские мастера У. Граф, Н. Мануэль Дойч, Х. Лей Старший и Х. Лей Младший. Возводились украшенные скульптурой городские фонтаны. Во 2-й половине 16 в. создавали портреты Т. Штиммер и гравюры Й. Амман. Под влиянием барокко в 17–18 вв. работали живописцы Дж. Серодине, С. Хофман, Й. Бранденберг, А. Б. и Дж. Орелли, Дж. А. Петрини, скульптор И. Б. Бабель. С 17 в. многие швейцарские мастера были вынуждены эмигрировать из-за нехватки заказов на родине, среди них – пастелист Ж.-Э. Лиотар, портретисты А. Графф и М. Вирш, работавшая в русле классицизма А. Кауфман, крупный мастер европейского предромантизма И. Г. Фюсли, скульпторы-классицисты Г. М. Имхоф, Ж.-Ж. Прадье, график Т. Стейнлен, работавшие в России архитекторы Д. Трезини, Л. Руска и семья Дж. Б. Жилярди и Д. Жилярди, живописец Г. Гзелль. Во 2-й половине 18 – 1-й половине 19 вв. классицистические и романтические принципы сочетали в видах ландшафтов и бытовых сценах С. Геснер, И. Л. Аберли, З. Фрёйденбергер (Фройденбергер), в этом же русле работал анималист Ж. Л. Агас; жанр «героических пейзажей» трактовали Ж. К. Мивиль и М. де Мёрон. Среди ведущих графиков 1-й половины – середины 19 в. – И. Хесс, М. Дистели, Р. Тёпфер (родоначальник современного комикса). Во 2-й половине 19 в. в русле академизма работал Ш. Глейр, как эффектные, так и лирические виды Швейцарии писал А. Калам, бытовой жанр развивали Ф. Буксер и А. Анкер. На живопись немецкоязычных стран рубежа 19–20 вв. повлиял А. Бёклин. Представителями символизма были его ученик А. Вельти, а также Ф. Ходлер, К. Швабе, сторонник дивизионизма Дж. Сегантини. В русле импрессионизма работали Л.-К. Бреслау, постимпрессионизма – с конца 19 в. М. Бури, К. Амьет (Амье), Р. Обержонуа, Дж. Джакометти и Ф. Валлоттон. Во 2-й половине 19 в. сочетающие академизм и романтизм скульптуры создавала Марчелло, в духе веризма работал В. Вела. Среди пионеров фотографии – Ж.-Г. Эйнар (дагеротипия), П. Россье.
Искусство 20–21 вв.
Ведущий швейцарский архитектор начала 20 в. – К. Мозер, от проектов в русле эклектики (Цюрихский университет, 1911–1914) и модерна с элементами национального романтизма (Баденский вокзал в Базеле, 1913) перешедший к рационализму (железобетонная церковь Святого Антония в Базеле, 1925–1927). Уроженец Швейцарии, один из крупнейших архитекторов 20 в. Ле Корбюзье жил и работал во Франции, реализовав на родине лишь несколько проектов (вилла Ле-Лак в г. Корсо, 1923–1924; многоквартирный дом «Кларте» в Женеве, 1930–1932, и др.). Среди мастеров современного движения и нового строительства: Х. Майер, З. Гидион, П. Жаннере, А. Рот, Х. Шмидт, П. Артария, М. Э. Хефели, в русле экспрессионизма проектировал О. Р. Зальвисберг, неоклассицизма – Ж. Флегенхаймер, брутализма – Х. Фишли. В послевоенный период работали Ж. Чуми, один из основателей школы Тичино Р. Тами, Р. Штайгер, М. Билль, строились жилые комплексы прогрессивной планировки (Хален близ Берна, 1961, архитектурное бюро Atelier 5, и др.). Экспрессивные церковные здания возводили В. М. Фёрдерер и Ю. Дахинден. Представитель школы Тичино, работающий в духе рационального постмодернизма, – М. Ботта. Среди архитекторов конца 20 – начала 21 вв. – П. Цумтор, П. Меркли, В. Ольджати, Б. Чуми, Л. Сноцци, М. Шик, архитектурные бюро Herzog & de Meuron, Diener & Diener (Novartis Campus Forum 3, 2002–2005, Базель).
В 1-й половине 20 в. среди первых швейцарских абстракционистов были П. Клее и Аугусто Джакометти, экспрессионизм и орфизм определили творчество Л. Муалье, к дадаизму были близки С. Тойбер-Арп, А. Байи, О. Люти. В. Гимми работал в русле сезаннизма, О. Морах – кубизма и экспрессионизма. Й. Иттен, Тойбер-Арп, К. Грезер, Л. Лойппи, М. Билль, Ф. Гларнер, Г. Хонеггер, В. Лёвенсберг, Р. П. Лозе создавали работы в духе геометрического абстракционизма и «конкретного искусства», К. Зелигман, С. Бриньони, М. фон Мос, О. Чуми и Ж. Вюлльями – сюрреализма. В различных жанрах работал Х. Эрни. Группа Rot-Blau («Красно-синие») объединила последователей фовизма. В сфере монументальной живописи сформировалась группа мастеров (Г. Альтхерр, А. Сингриа, П. Цендер и др.), исполнявших церковные росписи, в том числе витражи, в русле экспрессионизма, кубизма и т. д. В середине 20 в. под влиянием американского и французского абстракционизма (абстрактный экспрессионизм и др.) работали В. Мозер, Ф. Федье, Л. Клоц, С. Бури, М. Шпеша, М. Шафнер, Р. Изели. В 1960-е – 1970-е гг. А. Томкинс, Д. Шпёрри и Д. Рот создавали ассамблажи в духе направления eat-art (с англ. ешь-искусство). В конце 20 – начале 21 вв. к сюрреализму близок Г. Р. Гигер, работает принадлежавший к направлению флюксус Дж. Армледер, раскрывает тему женской идентичности М. Кан, перформансы создаёт Манон, инсталляции – К. Бюхель и Т. Хиршхорн, произведения концептуального искусства – Д. Майер, видео-арта и компьютерного искусства – П. Рист. В различных жанрах работают Р. Зигнер, М. Рец, У. Люти, У. Фишер, У. Рондиноне.
В скульптуре 20 в. реалистические тенденции развивал О. Ш. Беннингер, импрессионистические – О. де Нидерхойзерн (Родо), Г. Галлер, Я. Пробст. Как скульпторы работали Иттен, Тойбер-Арп, Билль, Зелигман, Бриньони. В русле сюрреализма создавала «найденные объекты» М. Оппенгейм. К крупнейшим скульпторам 20 в. принадлежал Альберто Джакометти («Нога», 1958, бронза, Художественный музей, Базель). Трёхмерные объекты создавал Ж. Тенгели. Скульптурой занимались Э. Эппле, Б. Айхин. В технике фотографии работали Флоранс Анри, М. Оппенгейм – в русле сюрреализма, Х. Финслер, Х. Лерски – новой вещественности; новаторскими приёмами фотомонтажа известен Г. Маттер; в числе фотографов 2-й половины 20 в. – 2020-х гг. – Р. Бурри, Р. Франк.
К середине 20 в. на основе конструктивизма и принципов Баухауса, идей Э. Келлера и Я. Чихольда сложился «швейцарский стиль» («интернациональный стиль») графического дизайна, основанный на привязке к прямоугольной сетке, модульности, асимметричной вёрстке и т. д. (М. Билль, К. Герстнер, А. Хофман, Й. Мюллер-Брокман, Э. Рудер, Ц. Пиатти и др.); созданием шрифтов занимался А. Фрутигер. Также активно развивался жанр плаката (Т. Бальмер, Н. Трокслер и др.). Международным образцом промышленного дизайна стали часы для Швейцарских федеральных железных дорог по проекту Х. Хильфикера. Среди ведущих дизайнеров мебели и предметов быта 20–21 вв. – Э. Буасо, Э. де Мандро, Х. Г. Бельман, В. Гуль, К. Тут, П. Линдон, А. Кристен, Х. Веттштайн, Ф. Халлер; проектирование предметов интерьера входило в задачи архитектурного бюро Trix & Robert Haussmann. Высокотехнологичные объекты, в том числе поезда и летательные аппараты, проектирует А. Фоглер.
Основатель формальной школы искусствознания – швейцарский историк искусства Г. Вёльфлин; его ученик – немецкий искусствовед О. Фишер – директор Художественного музея в Базеле (1927–1938); при нём построено и открыто новое здание музея (1936, архитекторы Р. Христ, П. Бонац).