Виц Конрад
Виц Ко́нрад [Konrad (Conrad) Witz] (около 1400, Ротвейль, ныне земля Баден-Вюртемберг – до 1447, Женева или Базель), немецкий и швейцарский живописец, один из основоположников искусства Северного Возрождения.
Около 1431 г. поселился в Базеле, член местной гильдии живописцев (с 1434), гражданин города (с 1435). Работал также в Констанце и Женеве, в том числе и как резчик по дереву (скульптурные произведения не сохранились). В своём творчестве, отмеченном чертами переходного стиля от готики к искусству Возрождения, Виц обнаруживает несомненное знакомство с достижениями современной ему нидерландской живописи (Я. ван Эйка, Р. Кампена и др.), бургундского искусства (К. Слютера и др.). Некоторые исследователи предполагают также ученическую поездку Вица в Италию: Феррару и Флоренцию (Deuchler F. Konrad Witz, la Savoie et l'Italie // Revue de l'art. 1986. Vol. 71, № 1. P. 7–16). Используя элементы линейной перспективы, световоздушной среды и иллюзорной объёмности, мастер достиг впечатляющей пластической убедительности в трактовке фигур, в изображении интерьера, городского и альпийского панорамного пейзажа; поэтично запечатлел природу окрестностей Женевы. Его композиция «Чудесный улов» (левое крыло алтаря Святого Петра, 1444, Музей искусства и истории, Женева) считается самым ранним в европейском искусстве топографически точным пейзажем. Сохранились лишь немногие его произведения, датируемые между 1435 и 1444 гг.: 12 из 16 створок полиптиха «Зерцало искупления человечества» для собора в Базеле (около 1435; ныне – в музеях Базеля, Берлина, Дижона), 4 створки алтаря Святого Петра для собора Святого Петра в Женеве (1444) и 3 части неизвестного алтаря (возможно, «Жизнь Марии»; музеи Базеля, Нюрнберга и Страсбура).