Гигер Ганс Рудольф
Ги́гер Ганс Ру́дольф [нем. Hans Rudolf Giger; Ханс Рюди Гигер, нем. Hans Rüdi (Ruedi) Giger] (5.2.1940, Кур – 12.5.2014, Цюрих), швейцарский живописец, график, скульптор, художник кино, дизайнер.
Отец Гигера, фармацевт Ганс Рихард Гигер, сотрудничал с Ciba AG, одной из ведущих швейцарских химико-промышленных компаний. Большое впечатление на будущего художника произвёл человеческий череп, который отец получил от Ciba AG и отдал шестилетнему сыну в качестве игрушки, а также мумия древнеегипетской царевны Та-Ди-Исиды из Фив (около 700 до н. э.), увиденная им в Ретийском музее в Куре. Эти эпизоды повлияли на мировосприятие и эстетические установки Гигера: многие его произведения связаны с темой смерти и созданы под влиянием искусства Древнего Египта.
В 1962–1965 гг. Гигер изучал дизайн интерьера и промышленный дизайн в Школе прикладных искусств в Цюрихе, по окончании вуза разрабатывал офисную мебель для компании Knoll International (1966).
Недолго проработав по специальности, полностью посвятил себя изобразительному искусству. Ещё во время учёбы была опубликована его серия карикатур «Атомные дети» (1964), посвящённая возможной ядерной войне: после Карибского кризиса 1962 г. эта тема сохраняла актуальность. В 1965 г. его рисунки печатались в таких андерграундных журналах, как Clou и Agitation. Гигер создал вдохновлённую трудами З. Фрейда графическую серию «Корм для психиатра» (шелкография на картоне, 1966), тогда же начал вести дневник своих снов.
На его произведения оказали влияние художники С. Дали, Х. Беллмер, Э. Фукс, М. Джурич, О. О. Спейр, М. Кларвайн, архитектор А. Гауди, скульптор С. Шукальский, оккультист и литератор А. Кроули. А. Хирш, куратор персональной выставки Гигера «Сны и видения Г. Р. Гигера» (2011, Музей Хундертвассера, Вена), считает, что в работах художника нашли отражение исторические события: «[он] вырос в Швейцарии во время Второй мировой войны, в непосредственной близости от нацистской Германии, ставшей впоследствии источником тьмы в его творчестве» (Domino. 2019).
В 1967 г. Гигер познакомился с режиссёром Ф. Мурером, который в том же году снял парные короткометражные фильмы «Heimkiller» и «High», посвящённые его скульптуре и графике. Мурер также поручил Гигеру изготовить реквизит к своему 40-минутному фильму «Сделано в Швейцарии 2069» («Swiss Made 2069», 1968). Им стал костюм внеземного существа с удлинённым черепом, камерой вместо глаз и вмонтированным в грудную клетку катушечным магнитофоном. Это был первый опыт работы художника в киноиндустрии и первый созданный им научно-фантастический образ. В нём проявилась биомеханическая эстетика (биомеханический стиль), которую Гигер создал и популяризировал: она основана на соединении человеческой плоти с электромеханическими устройствами.
Художник экспериментировал с материалами и техниками: от «кустарных» (нанесение краски с помощью проволочного сита и зубной щётки) до технологичных (использование пневматических распылителей, например, аэрографа), которые по своей природе хорошо сочетались с биомеханическими образами. Он стремился также к фактурности изображения, создавая рельефные поверхности из клеевой краски.
В 1969 г. швейцарский галерист Б. Бишофбергер опубликовал серию шелкографий Гигера «Биомеханоиды», в 1970 г. в его галерее в Цюрихе была показана графическая серия «Переходы», в 1972 г. режиссёр Ф. Мурер снял о ней одноимённый фильм. В том же году в Кунстферайне в Касселе прошла персональная выставка художника.
В 1976 г. Гигер работал над экранизацией научно-фантастического романа «Дюна» Ф. Герберта («Dune», 1974–1976, режиссёр А. Ходоровски; в качестве художника также участвовал Ж. Жиро). Ходоровски и Гигера познакомил С. Дали, которого Гигер знал через американского художника Р. Веносу. Дали показал режиссёру графику Гигера, когда тот приехал к нему в Испанию с предложением исполнить роль императора Шаддама IV в задуманной экранизации. Она так и не была реализована, однако идеи команды Ходоровски повлияли на киноверсию «Дюны» режиссёра Д. Линча (1984).
Популярность Гигера увеличил его сборник научно-фантастической графики «Некрономикон» (1977), названный как вымышленная магическая книга из произведений американского писателя Г. Ф. Лавкрафта (художнику показал издания Лавкрафта его друг, швейцарский фольклорист С. Головин). «Некрономикон» открыл Гигеру путь в новый кинопроект, принёсший ему мировую известность: сценарист Д. О’Бэннон передал сборник режиссёру Р. Скотту, и тот поручил Гигеру создать визуальную концепцию фильма «Чужой» («Alien», 1979). Для кинокартины художник разработал облик «чужих», а также инопланетной расы «инженеров» («пилотов», «космических жокеев») и дизайн их звездолёта. Прототип «чужого» Гигер создал ещё до начала работы над фильмом – это была литография «Некроном IV» (1976), опубликованная в «Некрономиконе». «Чужой», отвечая принципам биомеханического стиля, состоял как из органических – углеродных, – так и из неорганических, т. е. кремниево-металлических, тканей. Работа над фильмом принесла Гигеру кинопремию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты (1980). Идеи художника стали основой для последующих фильмов этой серии – «Чужие» («Aliens», 1986, режиссёр Дж. Кэмерон), «Чужой-3» («Alien 3», 1992, режиссёр Д. Финчер; после его успеха, в 1996 испанский архитектор Ф. Диас Пинес установил рельефы «чужих» на архивольте Королевского портала готического кафедрального собора Святого Антонина в Паленсии), «Чужой: Воскрешение» («Alien Resurrection», 1997, режиссёр Ж.-П. Жёне; в первом варианте кинокартины Гигер не был упомянут в титрах, после того, как он выразил недовольство, киностудия 20th Century Fox указала его имя).
После успеха фильма «Чужой» Гигер активно работал как кинохудожник. В 1982 г. в сотрудничестве с режиссёром Б. Гибсоном он подготовил «концептуальные» эскизы (концепт-арт) для фильма «Турист» («Tourist», не реализован). В 1984 г. создал афишу для фильма «Охота будущего» («Future-Kill», 1985, режиссёр Р. Мур). В 1984–1985 гг. по заказу компании MGM подготовил концепт-арт и дизайн костюма чудовища для фильма ужасов «Полтергейст 2: Обратная сторона» («Poltergeist II: The Other Side», 1986, режиссёр Гибсон), однако после выхода кинокартины на экраны остался недоволен интерпретацией своих идей. В 1994–1995 гг. работал над научно-фантастическим фильмом «Особь»: создал костюм героини Сил и дизайн поезда, составленного из черепов фантастических существ с раскрывающимися челюстями («Species», 1995, режиссёр Р. Доналдсон).
С начала 1970-х гг. Гигер также занимался оформлением музыкальных альбомов. Его первая работа такого рода – обложка альбома «Brain Salad Surgery» британской рок-группы Emerson, Lake & Palmer (1973). Наиболее известные альбомы по его дизайну: «Mumien» немецкой группы направления краут-рок «Floh de Cologne» (1975), «Attahk» французской рок-группы Magma (1978), «KooKoo» американской певицы Д. Харри (1981), «To Mega Therion» швейцарской метал-группы Celtic Frost (1985). Конверты альбомов «KooKoo» и «Brain Salad Surgery» были включены журналом Rolling Stone в список 100 лучших обложек 20 в. (Rolling Stone. № 617. 14 November 1991). В 2000 г. Гигер спроектировал биомеханическую по стилю подставку для микрофона по заказу фронтмена группы Korn Дж. Дейвиса. В 2005 г. японский бренд гитар Ibanez выпустил лимитированную коллекцию электрогитар по дизайну художника.
2-я половина 1980-х гг. – время особой популярности Гигера в Японии. Её вызвал выпуск компанией Sony в 1986 г. лазерных дисков с документальными фильмами о художнике: «Переходы» («Passagen», 1972, режиссёр Ф. Мурер), «"Некрономикон" Гигера» («Giger’s Necronomicon», 1975), «"Чужой" Гигера» («Giger’s Alien», 1979, оба – режиссёр Дж. Дж. Уиттмер). В 1986–1987 гг. на японский язык перевели главные книги художника: «Некрономикон», «Некрономикон II» и «Чужой». Уже в 1987 г. в зале Сид-холл музея Сэйбу в Токио прошла его первая в этой стране персональная выставка. Гигер также создал образ гохо додзи, буддийского духа – хранителя и защитника, для фильма «Токио: последний мегаполис» («Tokyo: The Last Megalopolis», 1988, режиссёр Дзиссодзи Акио). Именно в Японии, в Осаке, возник первый фан-клуб Гигера Biomechanoid87 (1987) и открылся первый бар в биомеханическом стиле (конец 1980-х гг.; закрыт в 1996). Его владельцы не дождались финальной версии проекта и построили бар по предварительным эскизам Гигера; тот остался недоволен реализацией и от авторства отказался. В 1992 г. «Гигер-бар» с интерьером по его проекту открылся в Куре, в 2003 г. – в музее Г. Р. Гигера, расположенном в замке Сен-Жермен в Грюйере (швейцарский кантон Фрибур).
Работы Гигера повлияли на оформление видеоигр. При его непосредственном участии разработана игра «Dark Seed» (1992), а биомеханическим стилем вдохновлены игры «Metroid» (1986), «X Multiply» (1989), «The Astyanax» (1989), «Gynoug» (1991), «Ecco the Dolphin» (1992), «Contra Hard Corps» (1994), «Dead Space» (2008), «Tormentum: Dark Sorrow» (2015), «Scorn» (в разработке с 2013) и др.
Образы из его произведений популярны среди мастеров татуировок. Всё более частые встречи с тату-версиями собственных работ побудили художника в 1995 г. запустить проект «Г. Р. Гигер под твоей кожей» для создания архива татуировок по мотивам своего творчества. В 2003 г. на фестивале татуировок и боди-арта в Вудстоке он представил скульптуру «Татуированный биомеханоид» в качестве приза за лучшую татуировку в узнаваемой биомеханической стилистике.
В начале 1990-х гг. Гигер приступил к работе над рядом собственных независимых проектов, в том числе над фильмом «Тайна Сан-Готтардо», для которого написал сценарий. Лента не была снята, однако Гигер опубликовал одноимённый графический роман по её мотивам (1998). В 1990-х гг. Гигер уделял большое внимание сохранению и актуализации собственного наследия: были переизданы его альбомы, сделаны чугунные копии почти всех его старых скульптур, в 1994 г. он задумался об открытии собственного музея. С этой целью в 1997 г. он приобрёл замок Сен-Жермен в Грюйере, где ранее, в 1990 г., прошла ретроспективная выставка в честь его 50-летия «Alien dans ses Meubles». В 1998 г. он открыл там свой музей, для которого выкупил у коллекционеров и каталогизировал свои главные работы. В постоянной экспозиции находится самое крупное собрание работ Гигера: картины, скульптуры, эскизы к большинству его кинопроектов.
C 2002 г. Гигер работал также как художник-ювелир: создавал кольца, подвески и пряжки для ремней.
Награждён премией Inkpot Award (см. в статье Comic-Con) (1979).
Гигеру посвящён документальный фильм «Тёмная звезда: мир Г. Р. Гигера» («Dark Star: H. R. Giger's World», 2014, режиссёр Б. Саллин).
В 2018 г. в честь Гигера назван астероид 109712 Giger.