Мандро Элен де
Мандро́ Эле́н де (Hélène de Mandrot, урождённая Ревийо, Revilliod) (27.11.1867, Женева – 26.12.1948, Ле-Праде близ Тулона, Франция), швейцарская собирательница произведений искусства, меценат, художница.
Училась в Школе промышленных искусств в Женеве и в Академии Жюлиана в Париже, затем в Мюнхене. В 1900–1906 гг. экспонировала свои натюрморты маслом, работы из металла и кожи на женевских выставках. Получила 2-ю премию на 1-й Международной художественно-промышленной выставке металла и камня в Санкт-Петербурге (1903–1904).
В 1906 г. вышла замуж за Анри де Мандро (1861–1920) – мецената, генеалога и публициста. Выступила соосновательницей Общества музея Романдии (1911; местное искусство и ремесло) в замке Ла-Сарра (кантон Во), принадлежавшем её мужу. В 1922 г. открыла здесь «Дом художников» (оставался важным центром встреч европейских деятелей искусства по меньшей мере до начала Второй мировой войны). В 1928 г. провела в замке 1-й Международный конгресс современной архитектуры (соорганизаторы З. Гидион, Ле Корбюзье), в 1929 г. – Международный конгресс независимого кинематографа (среди участников – С. М. Эйзенштейн, Э. К. Тиссэ, Г. В. Александров).
В 1920-х гг. работала как дизайнер мебели в русле модернизма. Заказала Ле Корбюзье проект собственной виллы «Артод» в Ле-Праде на юге Франции (проект, 1929; реализован в 1930–1931; вилла выстроена из дикого камня, что необычно для архитектуры современного движения).